#126. Плавучий кран "Длинный Генрих" из Гданьска.

Сегодня речь пойдет об одном из старейших плавучих кранов, памятнике Ганзейского города Росток - "Длинном Генрихе" (Langer Heinrich). На момент постройки, а это - 1906 год, это был самый крупный кран в мире. Находится он сейчас в порту немецкого города Росток на заслуженном отдыхе. В его ремонт были вложены немалые средства только для того, чтобы посетители музея судостроительной истории смогли посмотреть на это чудо германской конструкторской мысли.

Langer Heinrich, 1958 год

По непроверенным данным, в начале 20-го века было построено четыре таких крана. Три из них остались в Германии: в Данциге, в Киль и в  Вильгельмсхафен.

Наш "Длинный Генрих" был построен для крупной машиностроительной компании Schichau-Werke из Гданьска (он же Данциг), которая существовала с 1837 по 1945 год. Последние несколько лет своего существования компания плотно сотрудничала с Третьим Рейхом, и "Длинный Генрих" помог построить и отремонтировать не один немецкий военный корабль.



Кран был построен в Дуйсбурге компанией Bechem & Keetman в 1906 году. Позже эта компания вольется в известный машиностроительный концерн DEMAG и станет его подразделением по производству кранового оборудования.


Технические характеристики крана

Общий вес: 900 т
Полная длина: 29 м
Общая высота понтона: 3.26 м
Осадка: 2.96 м
Высота стрелы: 50 м
Высота подъема: 50 м
Грузоподъемность: 100 т (большой крюк), 20 т (маленький крюк)
Мощность паровых двигателей: 2 x 110л.с. = 220/134 кВт
Экипаж: 14 человек


Дальнейшая судьба крана такова:
1946 год - ремонт и использование на NEPTUN Werft, судостроительной верфи г. Росток
1950 год - стрела крана была деформирована при подъеме затонувшей баржи с песком.
с 1950 по 1961 год - капитальный ремонт, модернизация крана.
1978 год - вывод из эксплуатации

Реставрация стрелы крана, 2011 год

В 1980 году кран поступил в судостроительный музей г. Росток, где и находится до сего времени в отличном состоянии.
1992 - 1995 года - обширные реставрационные работы.
1997 год -  ремонт протекающего понтона крана.
2002 и 2005 года - опять реконструкция и техническое обслуживание.
2011 и 2012 года - восстановление и полная перекраска.

Так кран выглядит после реставрации.

В настоящее время кран не только восхищает посетителей музея своей мощью и грандиозностью, но и вдохновляет, заставляя искать в столетнем индустриальном дизайне нотки, актуальные и сегодня.



Многие очарованы винтажностью механики.



Превращение плавкрана в памятник - огромный шаг в увековечивании индустриальной старины, к которой многие еще в нашей стране относятся утилитарно, совершенно бездушно - лишь как к устаревшим железкам, годным лишь на слом.

Источники:

https://www.rostock-heute.de/denkmalschutz-schwimmkran-langer-heinrich-stadthafen/50200
http://www.schiffsspotter.de/Kran_und_Baggerschiffe/Schwimmkran_Langer_Heinrich
http://www.das-ist-rostock.de/artikel/48024_2012-07-31_langer-heinrich-zu-besuch-im-stadthafen/