Заводы империи - Крымский Бромлей в Москве
История одного из предприятий автомобилестроительной отрасли Российской Империи начинается с основания в 1858 году завода братьями Бромлей - англичанами, принявшими российское подданство. Старший - Эдуард Иванович (1830 г.р.) и младший - Федор(Фридрих) Иванович (1838 г.р.). Позже совладельцами предприятия стали члены многочисленной семьи Бромлеев, а торговая марка Бромлей - показателем высочайшего качества.
Кроме основного предприятия близ бывшего Бехметьевского переулка, Николаем Бромлеем, сыном одного из основателей, были построены корпуса судоверфи на Крымском Валу (на месте сегодняшнего парка Горького). Так в Москве стали известны заводы "Большой Бромлей" - на Малой Калужской и "Малый Бромлей", он же Крымский Бромлей на Крымском Валу. На Крымском Бромлее до пожара в 1902 году, а позже, видимо и на "Большом Бромлее", основной площадке предприятия, и воплощались в металле автомобильные дерзания автоэнтузиаста Н. Э. Бромлея.
Итак, хроника заводов Бромлея:
1858 год - первая мастерская завода в Замоскворечье, на Щипке. Выпускали топоры, пилы, косы.
1860 год - было освоено производство небольших паровых машин.
1864 год - обществом приобретен земельный участок около Калужской заставы напротив Нескучного сада.
1863 год - на предприятии работает не более 100 чел.
1868 год - производится оборудование для городского водопровода.
1869 год - учреждено Товарищество «Братья Э. и Ф. Бромлей»
1870 год - при заводе открыта школа для подростков по обучению токарному, литейному и слесарному делу. На приобретенном в 1864 году участке выстроены сборочные мастерские.
1879 год - объем производства достиг 376 тыс. рублей.
1881 год - Товарищество было преобразовано в Торговый дом (Товарищество на вере) «Братья Бромлей и Ко»
1882 год - на Всероссийской промышленной выставке продемонстрирована паровая машина "Компаунд" в 100 л.с.
1887 год - выполнен крупный заказ на металлоизделия для строительства ипподрома Императорского московского скакового общества и Музея изящных искусств.
1889 год - Эдуард Бромлей передал значительную часть своего капитала своему сыну, Николаю Бромлею (род. в 1862 году) для создания самостоятельного предприятия.
1892 год - Николай Бромлей построил новые корпуса на Крымском Валу (на месте сегодняшнего Парка Горького), получивший название Крымский Бромлей.
1896 год - образования Общества братьев Бромлей и слияние предприятия Николая Бромлея с Обществом. На этот момент завод, кроме площадки на Крымском Валу, занимал площадь около 15 тыс. кв.м. между Малой Калужской улицей и Бахметьевским переулком.
Объем производства - более 1 млн. руб. Числится около 1000 работников.
1896 год - в модельном ряду фирмы паровые машины от 4 до 300 л.с.
1901 год - на Крымском Бромлее выпущен первый автомобиль с мотором 3 л.с.
1902 год - произошел пожар на заводе Н.Э. Бромлея на Крымском Валу, уничтоживший почти все предприятие.
1903 год - налажен выпуск автомобиля, предположительно копии "Опель-Даррак"
1904 год - закончил существование завод Крымский Бромлей, Николай Бромлей судом объявлен банкротом. По рассказам, одной из причин банкротства промышленника явился крупный неоплаченный заказ Николая II. Была заказана роскошная яхта для царской семьи, за которую так и не было заплачено.
В 1904 году закончено строительство томского водопровода, оборудование для которого изготавливалось бр. Бромлеями.
1905 год - выпущен автомобиль с 6-ти сильным двигателем.
1915 год - фирма стала поставщиком изделий для городских водопроводов в более чем 30 городах России.Начал работать кузнечно-штамповальный цех. Налажено производство оборудования для изготовления стволов, гранат. Производились бензиновые двигатели для военных нужд.
1916 год - начато изготовление автомобильных двигателей.
1917 год - военному ведомству предложена конструкция двухместного переднеприводного автомобиля.
1918 год - предприятие национализировано.
1922 год - образование на базе предприятия завода "Красный пролетарий"
1950-е годы - переименован в завод им. Ефремова.
В настоящее время от завода Крымский Бромлей осталось строение дирекции парка Горького, которое было частично перестроено, но сохранило отдельные элементы дореволюционной кладки:
Источники:
Статья в википедии
Статья в ЖЖ
Статья на oldmos.ru
Кроме основного предприятия близ бывшего Бехметьевского переулка, Николаем Бромлеем, сыном одного из основателей, были построены корпуса судоверфи на Крымском Валу (на месте сегодняшнего парка Горького). Так в Москве стали известны заводы "Большой Бромлей" - на Малой Калужской и "Малый Бромлей", он же Крымский Бромлей на Крымском Валу. На Крымском Бромлее до пожара в 1902 году, а позже, видимо и на "Большом Бромлее", основной площадке предприятия, и воплощались в металле автомобильные дерзания автоэнтузиаста Н. Э. Бромлея.
Итак, хроника заводов Бромлея:
1858 год - первая мастерская завода в Замоскворечье, на Щипке. Выпускали топоры, пилы, косы.
1860 год - было освоено производство небольших паровых машин.
1864 год - обществом приобретен земельный участок около Калужской заставы напротив Нескучного сада.
1863 год - на предприятии работает не более 100 чел.
1868 год - производится оборудование для городского водопровода.
1869 год - учреждено Товарищество «Братья Э. и Ф. Бромлей»
1870 год - при заводе открыта школа для подростков по обучению токарному, литейному и слесарному делу. На приобретенном в 1864 году участке выстроены сборочные мастерские.
1879 год - объем производства достиг 376 тыс. рублей.
1881 год - Товарищество было преобразовано в Торговый дом (Товарищество на вере) «Братья Бромлей и Ко»
1882 год - на Всероссийской промышленной выставке продемонстрирована паровая машина "Компаунд" в 100 л.с.
1887 год - выполнен крупный заказ на металлоизделия для строительства ипподрома Императорского московского скакового общества и Музея изящных искусств.
1889 год - Эдуард Бромлей передал значительную часть своего капитала своему сыну, Николаю Бромлею (род. в 1862 году) для создания самостоятельного предприятия.
1892 год - Николай Бромлей построил новые корпуса на Крымском Валу (на месте сегодняшнего Парка Горького), получивший название Крымский Бромлей.
на рис.: корпуса завода Н. Бромлея на Крымском Валу ("Малый Бромлей" или Крымский Бромлей)
на фото: завод Общества на Малой Калужской ("Большой Бромлей")
Объем производства - более 1 млн. руб. Числится около 1000 работников.
1896 год - в модельном ряду фирмы паровые машины от 4 до 300 л.с.
1901 год - на Крымском Бромлее выпущен первый автомобиль с мотором 3 л.с.
1902 год - произошел пожар на заводе Н.Э. Бромлея на Крымском Валу, уничтоживший почти все предприятие.
На фото: постройки "Малого Бромлея в заброшенном состоянии после пожара 1902 года
1903 год - налажен выпуск автомобиля, предположительно копии "Опель-Даррак"
1904 год - закончил существование завод Крымский Бромлей, Николай Бромлей судом объявлен банкротом. По рассказам, одной из причин банкротства промышленника явился крупный неоплаченный заказ Николая II. Была заказана роскошная яхта для царской семьи, за которую так и не было заплачено.
В 1904 году закончено строительство томского водопровода, оборудование для которого изготавливалось бр. Бромлеями.
Манометровый щит в экспозиции "Томскводоканала"
Колонка, люк и пожарный гидрант производства завода бр. Бромлей. (эта и предыдущая фотография взяты отсюда)
1905 год - выпущен автомобиль с 6-ти сильным двигателем.
1915 год - фирма стала поставщиком изделий для городских водопроводов в более чем 30 городах России.Начал работать кузнечно-штамповальный цех. Налажено производство оборудования для изготовления стволов, гранат. Производились бензиновые двигатели для военных нужд.
1916 год - начато изготовление автомобильных двигателей.
1917 год - военному ведомству предложена конструкция двухместного переднеприводного автомобиля.
1918 год - предприятие национализировано.
1922 год - образование на базе предприятия завода "Красный пролетарий"
1950-е годы - переименован в завод им. Ефремова.
В настоящее время от завода Крымский Бромлей осталось строение дирекции парка Горького, которое было частично перестроено, но сохранило отдельные элементы дореволюционной кладки:
на фото: фрагменты старой кладки (вверху) в стене здания дирекции парка Горького, оставшейся от корпусов Малого Бромлея
Статья в википедии
Статья в ЖЖ
Статья на oldmos.ru