Алексей Капитонович Гастев - родоначальник бережливого производства
Великий русский ученый Гастев заложил основы бережливости в учение НОТ (Научная организация труда), опередив свое время.
Алексей Капитонович Гастев - из тех людей, которые меняют историю. Меняют не нахрапом и на излом, а медленно, но верно. Будучи творческим человеком, (до 1920 года он был литератором) а также энтузиастом и активистом трудовой деятельности, он использовал свои способности творца для создания системы, значительно облегчающей и сберегающей труд работников. Кроме практических рекомендаций, Гастев создал огромный пласт теоретических наработок по организации труда и времени. Эти работы лежат в основе современных принципов бережливого мышления.
в передовой Америке их смогли оценить спустя десятилетия.
В Советской России бережливые принципы Гастева не нашли отклика, и движение за организацию труда угасало с каждым годом по мере погружения страны в страшные тридцатые, а со смертью своего создателя в 1939-м умерло совсем. На этом трагически закончилась трудовая биография гения.
Тем не менее, за годы руководства Центральным институтом труда (ЦИТ), Гастев сумел подготовить более 500 тыс специалистов по разработанным под его руководством методикам. Специалисты, обученные по методике ЦИТ ценились директорами предприятий на вес золота, а инструктора ЦИТ преподавали во всех крупных городах СССР.
Не исключено, что заслуга Гастева была одной из ключевых в достигнутых в 30-х годах Советским Союзом темпов индустриализации.
Самой главной, по мнению Гастева, проблемой, было неумение рабочего человека подчиняться, работать в коллективе и четко соблюдать инструкции руководителей. В мягкой, непринудительной форме, в форме обретения культуры, учение Гастева учил работника быть исполнительным, четко придерживаться дисциплины и слушаться своего начальства.
Надо сказать, что в те годы (20-30-е годы прошлого века) это было настоящей проблемой. Пролетариат был обласкан пропагандой настолько, что это сильно мешало дисциплине. Авторитет образованной интеллигенции упал до неприлично низкого уровня. Понять менталитет той эпохи можно по бессмертному роману Булгакова "Собачье сердце". Как говорил профессор Преображенский: "Разруха не в клозетах, а в головах". Но другого выхода из этой патовой ситуации Гастеву не виделось, кроме как работать над культурой. Культурой как бытовой, так и культурой труда, ибо через труд человек разумный обрел свой разум. Через труд, виделось Гастеву, люди обретут и культуру.
Чтобы состоялось промышленное возрождение России, считал Гастев, необходимо осуществить культурный переворот. И начинается культурное воспитание с устранения "стихийной распущенности" человека и внедрения элементарной физической и бытовой культуры, то есть рационального планирования дня, правильного питания, правильного отдыха. Следующая ступень культурного развития - социально психологический уровень, на котором закрепляется искусство владения собой и своими эмоциями, культура взаимоотношений, что, в итоге, и выливается в подъем культуры производства.
Прежде всего культура производства - это соблюдение единого темпа , постоянного в течении всего дня. Это чрезвычайно важно при командной работе, без которой невозможна реализация сложных задач. Кроме того, при соблюдении равномерного и постоянного темпа складывается ощущение непрерывного потока, который своей инерционностью подталкивает и помогает работать без усталости. Напротив, тяжелая, неавтоматическая и неритмичная работа способствует быстрой усталости и приобретению болезней и плохих привычек.
Еще одна проблема русского рабочего, по мнению Гастева - нехватка исполнительской культуры и умения исполнять приказы, точно соблюдать служебные обязанности, даже если это не вызывает удовольствия. Работать в коллективе - это своего рода искусство, потому что в этом случае требуется исключительное умение чувствовать окружающих, своевременно реагировать и приспосабливать свои личные цели к общим задачам.
Поэтому немаловажная ступень "организационного тренажа" - это тренировка умения подчиняться. Этот тренинг входит в науку Гастева - "педагогику тренировки". Здесь учтены все детали и мелочи и включены три основных стадии:
-общая гимнастика
-имитация работы
-сама работа.
Постепенно, от гимнастики, приобщающей к чистой технике движения, происходит движение к имитационному упражнению, способствующему приучению к работе. Цель данных этапов - подготовить учащегося к третьему, самому сложному и ответственному этапу - настоящим трудовым операциям. Их следует отрепетировать до автоматизма. Это, кстати, намного снижает психологический дискомфорт и, как следствие, повышает производительность без ущерба для здоровья работника. При высоком автоматизме и отточенности движений работник освобождает свой ум для решения творческих, изобретательских задач, избавляясь от излишнего "торможения" тела, присущего только при неотработанности движений.
Для будущих руководителей Гастев предлагал ввести полугодовой испытательный срок, в течении которого за кандидатом в руководители проводились бы очень тщательные психологические наблюдения. Важной чертой будущего руководителя, по мнению Гастева, является умение подчиняться, дисциплина и исполнительность. Кстати, в Китае при подготовке руководителей коммунистической партии применялась (возможно и сейчас применяется) такая практика - будущий партийный функционер несколько лет скромно жил в простой хижине и работал наравне со всей общиной.
Лишь после прохождения исполнительской школы, "проверке на послушание", ученик допускается к дальнейшему обучению распорядительской деятельности. Здесь отрабатывается высокая личная культура и профессиональная компетентность - фундамент авторитета начальника в коллективе и показатель искусства управления. Как говорил Суворов: "тяжело в учении, легко в бою". Гастев же делал упор на обучение будущих лидеров начальной исполнительской культуре, утверждая, что это - база, на которой будут построены все лидерские качества руководителя.
Установка на время - тоже очень важное звено в производственной культуре. Гастев отмечал, что российским рабочим не хватает чувства времени. Они не умеют держать единый производственный темп и работать так же слаженно, как это делают их европейские собратья. Уклад жизни крестьянской России без богатых европейских рабочих традиций; России, в которой рабочие - это вчерашние крепостные крестьяне, ушедшие на вольные хлеба, этот уклад изначально не способствовал обретению европейской "установки на время". Уж если российские национальные особенности характера не подразумевают в россиянине чувства времени, то, считал Гастев, этому следует обучить. Этому посвящена его работа "хронокарта.
Гастев четко осознавал, что нельзя делать человека просто механическим винтиком производственного механизма. Человеку, как воздух, необходимо творчество. И элемент "креатива" должен быть во всем - даже в повседневной трудовой деятельности
. Более того, в труде больше чем где бы то ни было необходимо творчество: в любом рабочем процессе, даже на первый взгляд, совершенном, всегда есть, что улучшать. В современной практике креативное производственное начало называется "кайдзен" и является основой бережливого производства.
Алексей Капитонович Гастев - из тех людей, которые меняют историю. Меняют не нахрапом и на излом, а медленно, но верно. Будучи творческим человеком, (до 1920 года он был литератором) а также энтузиастом и активистом трудовой деятельности, он использовал свои способности творца для создания системы, значительно облегчающей и сберегающей труд работников. Кроме практических рекомендаций, Гастев создал огромный пласт теоретических наработок по организации труда и времени. Эти работы лежат в основе современных принципов бережливого мышления.
в передовой Америке их смогли оценить спустя десятилетия.
В Советской России бережливые принципы Гастева не нашли отклика, и движение за организацию труда угасало с каждым годом по мере погружения страны в страшные тридцатые, а со смертью своего создателя в 1939-м умерло совсем. На этом трагически закончилась трудовая биография гения.
Тем не менее, за годы руководства Центральным институтом труда (ЦИТ), Гастев сумел подготовить более 500 тыс специалистов по разработанным под его руководством методикам. Специалисты, обученные по методике ЦИТ ценились директорами предприятий на вес золота, а инструктора ЦИТ преподавали во всех крупных городах СССР.
Не исключено, что заслуга Гастева была одной из ключевых в достигнутых в 30-х годах Советским Союзом темпов индустриализации.
Самой главной, по мнению Гастева, проблемой, было неумение рабочего человека подчиняться, работать в коллективе и четко соблюдать инструкции руководителей. В мягкой, непринудительной форме, в форме обретения культуры, учение Гастева учил работника быть исполнительным, четко придерживаться дисциплины и слушаться своего начальства.
Надо сказать, что в те годы (20-30-е годы прошлого века) это было настоящей проблемой. Пролетариат был обласкан пропагандой настолько, что это сильно мешало дисциплине. Авторитет образованной интеллигенции упал до неприлично низкого уровня. Понять менталитет той эпохи можно по бессмертному роману Булгакова "Собачье сердце". Как говорил профессор Преображенский: "Разруха не в клозетах, а в головах". Но другого выхода из этой патовой ситуации Гастеву не виделось, кроме как работать над культурой. Культурой как бытовой, так и культурой труда, ибо через труд человек разумный обрел свой разум. Через труд, виделось Гастеву, люди обретут и культуру.
Чтобы состоялось промышленное возрождение России, считал Гастев, необходимо осуществить культурный переворот. И начинается культурное воспитание с устранения "стихийной распущенности" человека и внедрения элементарной физической и бытовой культуры, то есть рационального планирования дня, правильного питания, правильного отдыха. Следующая ступень культурного развития - социально психологический уровень, на котором закрепляется искусство владения собой и своими эмоциями, культура взаимоотношений, что, в итоге, и выливается в подъем культуры производства.
Прежде всего культура производства - это соблюдение единого темпа , постоянного в течении всего дня. Это чрезвычайно важно при командной работе, без которой невозможна реализация сложных задач. Кроме того, при соблюдении равномерного и постоянного темпа складывается ощущение непрерывного потока, который своей инерционностью подталкивает и помогает работать без усталости. Напротив, тяжелая, неавтоматическая и неритмичная работа способствует быстрой усталости и приобретению болезней и плохих привычек.
Еще одна проблема русского рабочего, по мнению Гастева - нехватка исполнительской культуры и умения исполнять приказы, точно соблюдать служебные обязанности, даже если это не вызывает удовольствия. Работать в коллективе - это своего рода искусство, потому что в этом случае требуется исключительное умение чувствовать окружающих, своевременно реагировать и приспосабливать свои личные цели к общим задачам.
Поэтому немаловажная ступень "организационного тренажа" - это тренировка умения подчиняться. Этот тренинг входит в науку Гастева - "педагогику тренировки". Здесь учтены все детали и мелочи и включены три основных стадии:
-общая гимнастика
-имитация работы
-сама работа.
Постепенно, от гимнастики, приобщающей к чистой технике движения, происходит движение к имитационному упражнению, способствующему приучению к работе. Цель данных этапов - подготовить учащегося к третьему, самому сложному и ответственному этапу - настоящим трудовым операциям. Их следует отрепетировать до автоматизма. Это, кстати, намного снижает психологический дискомфорт и, как следствие, повышает производительность без ущерба для здоровья работника. При высоком автоматизме и отточенности движений работник освобождает свой ум для решения творческих, изобретательских задач, избавляясь от излишнего "торможения" тела, присущего только при неотработанности движений.
Для будущих руководителей Гастев предлагал ввести полугодовой испытательный срок, в течении которого за кандидатом в руководители проводились бы очень тщательные психологические наблюдения. Важной чертой будущего руководителя, по мнению Гастева, является умение подчиняться, дисциплина и исполнительность. Кстати, в Китае при подготовке руководителей коммунистической партии применялась (возможно и сейчас применяется) такая практика - будущий партийный функционер несколько лет скромно жил в простой хижине и работал наравне со всей общиной.
Лишь после прохождения исполнительской школы, "проверке на послушание", ученик допускается к дальнейшему обучению распорядительской деятельности. Здесь отрабатывается высокая личная культура и профессиональная компетентность - фундамент авторитета начальника в коллективе и показатель искусства управления. Как говорил Суворов: "тяжело в учении, легко в бою". Гастев же делал упор на обучение будущих лидеров начальной исполнительской культуре, утверждая, что это - база, на которой будут построены все лидерские качества руководителя.
Установка на время - тоже очень важное звено в производственной культуре. Гастев отмечал, что российским рабочим не хватает чувства времени. Они не умеют держать единый производственный темп и работать так же слаженно, как это делают их европейские собратья. Уклад жизни крестьянской России без богатых европейских рабочих традиций; России, в которой рабочие - это вчерашние крепостные крестьяне, ушедшие на вольные хлеба, этот уклад изначально не способствовал обретению европейской "установки на время". Уж если российские национальные особенности характера не подразумевают в россиянине чувства времени, то, считал Гастев, этому следует обучить. Этому посвящена его работа "хронокарта.
Гастев четко осознавал, что нельзя делать человека просто механическим винтиком производственного механизма. Человеку, как воздух, необходимо творчество. И элемент "креатива" должен быть во всем - даже в повседневной трудовой деятельности
. Более того, в труде больше чем где бы то ни было необходимо творчество: в любом рабочем процессе, даже на первый взгляд, совершенном, всегда есть, что улучшать. В современной практике креативное производственное начало называется "кайдзен" и является основой бережливого производства.