Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Заводы империи - "Русский автомобильный завод И.П. Пузырева"



Иван Пузырев был сыном генерал-майора от артиллерии и мог бы жить вполне безбедно, не занимаясь производством или какой-либо другой хлопотной деятельностью, но его неудержимо влекли к себе автомобили, и в 1907 году он открывает магазин по продаже автомобильных запчастей.

  
 Реклама магазина автозапчастей И.П. Пузырева

 Но через 2 года, в 1909 году, Пузырев уже решает выпускать автомобили сам и открывает автомастерскую. Предприятие располагалось на окраине Петербурга, в Новой Деревне, и было названо “Русский автомобильный завод И. П. Пузырев" (РАЗИПП).




Проходная РАЗИПП

Завод задумывался как производство полного цикла, без каких-либо поставок из-за границы. Почти все детали производимых здесь автомобилей изготавливались в России. Некоторые детали поставлять из-за границы было бы даже дешевле, но Пузырев не экономил средств на импортозамещение, благо огромное состояние отца помогало автомобильному энтузиасту на первых порах не задумываться о прибыли. Правда, высокотехнологичные по тем временам магнето, свечи и карбюраторы все-таки приходилось покупать зарубежом. Шины и заготовки лонжеронов рам заказывали сторонним петербургским фирмам.


Завод был небольшим, но развивался динамично: если в 1909 году в мастерской Пузырева работало 3 человека, то в 1912 году работало уже 98 человек. Всего за три года, с 1911 по 1914 здесь было выпущено 38 машин. Н.Г. Кузнецов в учебном пособии "Курс автомобилизма", вышедшем в 1912 году писал, что в России на тот момент имеется только 2 автопроизводителя: Руссо-Балт и Пузырев.



Стремясь к совершенству, Пузырев лично проектировал все узлы своих машин.  Правда, за основу конструктор все-таки взял автомобиль фирмы "Кейс". Но пузыревские автомобили были русскими не только по железу, но и по духу: они проектировались с учетом особенностей российских дорог. Помимо простоты, автомобили Пузырева, которых иногда называли "Кейс-Пузырев", обладали повышенной прочностью, высокой проходимостью, клиренсом более 300 мм и мощным двигателем. Основная модель 1911 года "28-35" имела мотор в 35 л.с., модель 1912 года - "А28-40" - соответственно, 40 лошадиных сил.


 Автомобиль "А28-40". Военная модификация.

Характеристики "А28-40":

Кузов – Торпедо
Число мест- 6-7.
Двигатель четырехцилиндровый рядный водяного охлаждения.
Объем - 6325 см/куб
Мощность – 40 л.с. при 1200об/мин
Число передач-4
База- 3320 мм.
Длина -4700мм.
Колея- 1400мм.
Масса-1840 кг.
Максимальная скорость- 80км/ч.

Улучшенная эргономика также не обошла автомобиль стороной: рычаг переключения скоростей располагался внутри кабины, а не снаружи, как у большинства моделей других производителей.

Сборочный цех

На IV Международной автомобильной выставке  в Петербурге весной 1913 года Пузырев показал три машины: открытую семиместную, пятиместную закрытую и закрытый лимузин. В качестве изюминки в его экспозиции имелось спортивное шасси без кузова с передовым для того времени верхнеклапанным 4-х литровым двигателем. Краткая аннотация его экспозиции на выставке была такой:

Завод И.П. Пузырева — один из первых русских автомобильных заводов, рискнувших построить русский автомобиль, который мог бы конкурировать с сильной заграничной фабрикацией. Надо отдать справедливость, что и у нас в России есть талантливые автомобильные работники, к числу которых без колебания мы причислим и популярного русского фабриканта И.П. Пузырева.Не должно быть никакого сомнения, что для постройки автомобиля у нас в России нужно обладать не только крупными материальными средствами и теоретическим знанием постройки автомобилей, нужно в совершенстве знать условия езды в России, а следовательно, суметь сконструировать подходящий для России, специально «русский автомобиль», каковой мы встречаем великолепно выполненным на стенде популярной фирмы «И.П. Пузырев».

Стоимость машин была высока - целиком машина стоила около 8 000 рублей, одно шасси с двигателем без кузова - 5 000 рублей. Сказывалось мелкосерийное производство и издержки импортозамещения.

Проблемы со сбытом и антиреклама в газетах, где автомобили Пузырева ругали и называли кустарщиной, не могли сломить дух автоэнтузиаста. Иван Пузырев прикладывал неимоверные усилия по рекламе своих автомобилей, однажды даже лично совершив автопробег до Парижа и обратно без поломок в пути. На поклепы прессы и слухи о ненадежности машин и большом количестве используемых импортных запчастей Пузырев отвечал в специально выпущенном буклете так: «Ввиду большого количества выраженных сомнений, что не все части автомобилей завод изготовляет на месте, покорнейше прошу не верить распространяемым слухам...»

Но не только пресса приносила неприятности заводу: 8 января 1914 года пожар уничтожил предприятие Пузырева вместе со складом, на котором находилось 8 готовых автомобилей и 15 шасси разной степени готовности. После пожара Пузырев предпринимал попытки восстановить хотя бы производство двигателей, но в сентябре того же года изобретатель скоропостижно скончался. Тем не менее, после его смерти предприятие какое-то время продолжало работать. Сообщается, что оно выполняло заказы военного ведомства на двигатели, а также ремонтировало автомобили. Но о производстве автомобилей уже не было и речи.

Источники:
1. http://blog.icentra.ru/post/index/1106