Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

#119. Американцы в Германии: автомобильная продукция Ford Werke AG с 1925 по 1945

Форд - единственный американец, который упоминается в книге Гитлера "Майн Кампф". Американский изобретатель конвейера давно вызывал восхищение Гитлера своими методами организации производства и управления компанией. Поговаривали, что в мюнхенском офисе Гитлера висел портрет Генри Форда. О самом Форде Хайм Ч. в книге "Торговля с врагом" пишет: «На процессе над Гитлером в 1924 году Эрхард Ауэр из ландтага Баварии свидетельствовал, что Форд оказывал Гитлеру финансовую поддержку». Чуть далее в книге приводится еще одно свидетельство близкой связи Форда и Гитлера: «Гитлер гордился дружбой с Г. Фордом, фамильярно называл его Генрихом и не раз говорил о том, что тот оказывает финансовую поддержку его движению»

Адольф Гитлер и Генри Форд



Недаром, начиная с 20-х годов и вплоть до Второй Мировой войны Форд в своих выступлениях и публикациях высказывал крайние антисемитские взгляды.


Антисемитская статья Генри Форда "Международный жид"  в собственной газете "Dearborn Idependent"

В 1938 году Форд на свое 75-летие был награжден высшей наградой Германии для иностранцев - орденом Большого Германского Орла. Он был первым американцем, удостоенным этой высшей награды, учрежденной Гитлером годом ранее. Первым награжденным этим орденом был Муссолини.

Награждение Орденом Германского Орла проходило в Америке представителями немецкого консульства Кливленда и Детройта.

В начале двухтысячных были инициированы иски жертв принудительного труда во время Второй Мировой немецкому подразделению Форд.  Американская компания "Форд" хладнокровно отказала истцам, а в ответ на выброс компрометирующей информации провела собственное расследование, которое "убедительно доказало", что в период войны Форд не имел влияния на свои филиалы в Германии. Тем не менее известно, что управляющий немецким филиалом Форда во время войны был тот же человек, что и раньше, в мирное время.

Таким образом, было фактически официально засвидетельствовано, что рабский труд действительно использовался. Компания Форд даже перевела 13 миллионов долларов в фонд компенсаций жертвам принудительного труда в период Второй Мировой и 4 миллиона - на дальнейшие исследования о принудительном труде во время Второй Мировой.

Также надо отметить, что, несмотря на сильные бомбардировки города Кельн предприятие Форда осталось практически невредимым. Уже в мае 1945 года оно стало выпускать продукцию, на этот раз для войск союзников.

Расследование финансовых или каких-либо иных причин столь плотного взаимодействия между нацистами и Генри Фордом выходит за рамки данной статьи. Наша задача - проследить, как же развивалась Ford Motor Company, а затем Ford Werke AG в Германии.


1925 год

Компания Ford Motor AG была основана 18 августа 1925 года в Берлине. Сообщается, что в этом году было собрано 1000 лицензионных тракторов Fordson из американских комплектующих.


1926 год

В Берлине в арендованных помещениях происходит отверточная сборка Форд Модель Т. В день собирают около 50 машин. 

Модель Т на конвейере

1928 год

31 августа 1927 года сборка Модели Т приостановлена. В 1928 году начинается выпуск Модели А и модели AF с более слабым двигателем. Всего с 1928 по 1932 год было выпущено около 20 000 машин обоих типов.


1930 год



Заводы Форда были заложены Генри Фордом в северной части Кёльна 2 октября 1930 года совместно с Koнрадом Аденауэром, тогдашним обер-бургомистром Кельна. 



1932 год

В 1932 году с конвейера в Кельне сошла первая легковая машина - Форд модель B
и грузовая - Ford BB с четырехцилиндровым 52-сильным двигателем.

Ford BB 1932 года

1933 год



Форд представляет немецким покупателям "народный автомобиль". 

Реклама Форда 1933 года

Форд "Кельн" 1933 года

1934 год

В 1934 году Форд  продается под брендом "Фольксваген", модель "Келн", и предлагается покупателям по цене 1990 рейхсмарок.

Ford Volkswagen "Koln"

В 1934 году представлена новая, более комфортабельная модель "Рейнланд" с удлиненной базой.

Ford Reinland

1935 год 

Для гражданских выходит новая модель Форда с мощным мотором V8

Из рекламного проспекта Ford V8 1935 года

На рынке появляются двух- и четырехдверные модификации FORD Tudor и FORD Fordor в стандартной и люкс-комплектации.






Для военных Форд выпускает армейский вездеход V8-G48 Kübelwagen. Точное количество выпущенных машин неизвестно. Выпускались до 1937 года.


V8-G48 Kübelwagen с брезентовым верхом. Крым, 1941 год.



V8-G48 Kübelwagen с кузовом пикап

1936 год

немецкий Форд предлагает новую модель - Ford Eifel в четырех исполнениях кузова: лимузин, спорт-родстер, 2-х и 4-х местный кабриолет. Ford Eifel заменяет уже старевшую Ford Köln. 1,2 литровый двигатель развивал мощность 32 л.с.



1937 год

Форд выпускает 2,5 тонный грузовик Ford BB




1938 год

 Германское правительство 1 июля 1938 года основывает город Вольфсбург для рабочих строящегося завода по производству народного автомобиля "Фольксваген Жук". Сердцем города будет автомобильный завод, точная копия завода Генри Форда в Мичигане. Для возведения и пуска завода выписаны американские специалисты.

В Латвии в Риге открывается завод Ford Vairogs.

1939 год

Компания была реорганизована и изменила свое название на Ford Werke AG. Форд по-прежнему предлагает широкую гамму автомобилей как для личного пользования, так и для бизнеса. С этого года начинается выпуск Ford Taunus G73A, представляющего из себя улучшенную модификацию Ford Eifel с тем-же четырехцилиндровым 34-сильным двигателем объемом 1.2 литра, но удлиненной базой и более обтекаемыми линиями кузова.


Ford Taunus G73A 1939 года

Для военных Форд предлагает армейские вездеходы на базе американской модели Ford V8-91A.

Также Форд стал выпускать мощный и многофункциональный внедорожник Ford Typ EG, который был точной копией Horch Typ 108, производившегося с 1937 года. Единственным отличием от "Хорьха" было наличие "родного", фордовского двигателя V8 (3,9 л, 95 л.с).



1941 год

Форд предлагает 3-х тонные грузовики Ford G917 с газогенераторной установкой:


В связи с открытием Восточного фронта Форд сосредотачивает основные усилия на выпуске грузовиков и армейских автомобилей.

1942 год

Форд предлагает автомобили Ford V8 в тропическом исполнении для новых африканских колоний Германии. В этом году завершен выпуск гражданских Ford Taunus и завод полностью переключился на выпуск военной техники.


С другой стороны фронта тоже сражаются на Фордах:

Британский солдат рядом с Ford Taunus, 1940 г.

1943 год

Форд, как ни в чем ни бывало, рекламирует свою продукцию.

Самый массовый грузовик Форда : Ford V 3000. Во время войны было выпущено около 25 000.

В 1942-44 гг. на шасси V3000S была изготовлено около 14 тыс. 2-тонных полугусеничных машин «Маультир» (Maultier)



Масштабы производства завода в Кельне несравнимы с масштабами американских заводов Форда, но тем не менее вклад немецких фордовских мощностей во Вторую мировую войну значителен:  17 процентов всех грузовиков немецкой армии во время войны выпустил Форд - это были V3000 и G917 общим количеством около 50 тыс. Форды составляли 60% от всех 3-х тонников немецкой армии.


Источники

1. http://www.ford-archiv.de/ford-Deutschland.html
2. http://www.autogallery.org.ru/gfordde.htm
3. http://www.kfzderwehrmacht.de/Homepage_english/Motor_Vehicles/Germany/Ford/ford.html