Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

#118. Краны Demag и Gusto - титаны среди кранов

Demag - крупнейший немецкий машиностроительный концерн, выпускавший в XX веке самую разнообразную продукцию в области тяжелого машиностроения, в том числе и краны. 

В 1910 году немецкие фирмы 
  • Markische Maschinenbauanstalt
  • Ludwig Stuckenholz
  • Duisburger Maschinenbau AG (Дуйсбургская машиностроительная компания, раньше называлась Bechem & Keetman)
  • Benrather Maschinenfabrik 

объединились в Deutsche Maschinenfabrik AG. При слиянии Demag унаследовала от Benrather Maschinenfabrik мощности по постройке плавучих кранов. Один из первых известных кранов Demag, а на самом деле построенный еще до слияния двух фирм, и известный как 150-ти тонный плавучий кран Benrather Maschinenfabrik отличился тем, что был задействован на строительстве "Титаника" и "Олимпика" в Белфасте на верфи Harland & Wolff. Собственно, под строительство этих гигантов он и был заказан.

Титан для "Титаника"

Строительство и сборка крана производились в Дюссельдорфе.

Иллюстрация 1908 года

 На момент постройки (1908 год) это был крупнейший кран в мире - под стать "Титанику":


Строительство "Титаника"

Кран опускает паровой котел в трюм "Олимпика"



Кран "Demag"опускает паровой котел в трюм "Титаника"


Кран "Demag" на фоне "Титаника"

Легендарный "Demag" работал в Англии до 70-х годов. После этого несколько лет просто стоял без дела, пока не был разрезан.

А вот в России плавучий кран "Demag"  до сих пор работает, аж с 40-х годов.

Питерский "голландец" Gusto

Действительно, на Балтийском заводе один такой кран весьма неплохо себя чувствует до сих пор. Носит наименование ПК-175 (грузоподъемность - 175 тонн) и базируется на Адмиралтейских Верфях. Построен в 1941 году в Голландии (источник).


Впрочем, табличка на кране наводит на размышления: он действительно из Голландии.

Голландский кран № 787

При дальнейшем изучении "Werf Gusto" наткнулся на замечательную страницу в Фэйсбуке пользователя werfgusto. На странице представлена вся истории голландской фирмы, начиная с 1906 года. 

В 1941 году СССР должен был получить из Голландии кран с заводским номером 571. Относительно этого крана №571, 1941 года выпуска в источнике говорится, что он был предназначен для СССР, но так и не был отправлен, а в 1942-м переадресован в Гамбург, где был поврежден в 1943 во время бомбардировки.

Кран №571 в Голландии

Действительно,  на сайте werf-gusto.com в списке судов, выпущенных с 1940 по 1945, есть Плавающий Кран №571:


Заявлено, что сделан для Hafen&Lagerhaus из Гамбурга. Куда он, собственно, и попал в 1942-м.

Но на табличке нашего, "питерского" - номер 787. А вот и он,

Сделан, как видно из таблицы, по заказу Deutsche Werke Gotenhafen. Gotenhafen - это польский Гданьск. С 1925 года компания Deutsche Werke принадлежала правительству Веймартской республики, а с приходом к власти нацистов в 1934 году, начала плотно работать в области вооружений. С захватом Польши, одна из верфей компании базировалась в Гданьске. Все мощности Deutsche Werke были уничтожены в ходе Второй Мировой.

В ходе консультации с ведущими странички werfgusto на фэйсбуке выяснилось, что кран №787 действительно был сделан в 1942 году по заказу немецкого концерна Deutsche Werke Gotenhafen. Базировалась она, как уже говорилось, в Гданьске. Он же Данциг. Он же Gotenhafen. Так вот, в конце войны, когда русские войска подошли к Гданьску, кран №787 был затоплен. Позже был поднят и переправлен в Ленинград, где и трудится до сих пор.

Загадочные воспоминания

В связи с вышеупомянутыми фактами интересно почитать о том, как вспоминает буксировку крана в 1941 году участник событий, моряк Яков ДОРОДНЫЙ:
 В июне 1941 года мы перегоняли из Голландии в Ленинград большой плавучий кран «Демаг». Из Северного моря в Балтику мы шли через Кильский канал. И там в порту Гаденау немцы под разными предлогами продержали нас десять суток. Их власти знали, что скоро война, и хотели «Демаг» прикарманить. Сказали даже под конец, что англичане фарватер заминировали. Тогда наш капитан Генрих Павлович Бютнер, русский немец, потребовал тральщик. Германия не хотела показывать раньше срока, какой она «друг» Советскому Союзу, вынуждена была уступить, но пошла на хитрость. Вышли в море. Впереди немецкий тральщик, за ним два буксира тянут «Демаг». И вот видим, – тральщик постепенно забирает влево, снова к немецкому берегу! Тут наш капитан приказал рубить тросы, и мы своим ходом пошли в Россию. Конечно, немцы могли нас остановить силой, но им еще неделю надо было оставаться нашими «друзьями». В Ленинград мы пришли за день до начала войны. А в блокаду «Демаг» освещал весь Васильевский остров, он и сейчас прекрасно работает на Балтийском заводе.
Кильский канал соединяет Северное море с Балтийским и проходит по территории Германии. Идеален для транзита кораблей из Голландии в Ленинград. "Порт Гаденау" - это Holtenau около Киля, точка соединения канала с Балтийским морем.



В этих воспоминаниях много несостыковок. Во-первых, "Демаг" и Голландия несовместимы. "Демаг" производит плавучие краны в Германии, в городе Дуйсбург, а Голландия  - это родина верфи Gusto, тоже крупного производителя плавучих кранов. Во-вторых, другие источники говорят, что "Демаг" еще заблаговременно до 22 июня 1941 года прибыл в Ленинград вместе с немецкими специалистами, и только стрела этого крана запаздывала. В конце-концов, стрелу пришлось делать уже после войны пленным немцам. Про этот кран читайте ниже.

Возможно, воспоминания моряка правдивы, но везли не сам кран, а стрелу крана "Демаг" или какую-то его часть, заказанную немцами в Голландии.


Настоящий DEMAG?

Вот еще вид на питерского "голландца" Gusto. А на заднем плане - настоящий "Демаг", значительно больший.


Этот 350-тонный "Demag" работает в Питере с военных времен. Согласно посте №122




Источники
1.https://www.flickr.com/photos/nlireland/6017884645
2.http://tov-tob.livejournal.com/64229.html
3. http://karta-spb.livejournal.com/307332.html?thread=2212484