Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Фирма DEMAG (Германия)


DEMAG (Deutsche Maschinenfabrik A-G) начала свою деятельность, как механическая мастерская в 1819 году.



Со второй половины XIX века DEMAG занимался поставкой компрессорного оборудования, паровых машин, прокатных станов и грузоподъемного оборудования в разные страны, в том числе и в Российскую империю, а позже - в СССР.



В 1902 году между фирмой DEMAG и Краматорским заводом, специализировавшимся на машиностроительной продукции и металлургическом производстве, был заключен договор о техническом сотрудничестве, после чего предприятие стало специализироваться на выпуске прокатных устройств, адьюстажей к ним и различных металлообрабатывающих станках.

На Мариупольском заводе спроектированный DEMAG в 1912 году Стан «4500» был запущен в 1914-м. Позже, в 1941 стан эвакуирован на Магнитогорский металлургический комбинат, где трудится до сих пор.


Современные фото паровой машины стана "4500"  (источник)

Советское время

В начале 30-х в Москве работало Центральное бюро тяжелого машиностроения (ЦБТМ) —  такой же «производственно-учебный»  филиал иностранной компании, как  и Госпроектстрой Альберта Кана,  учредителем ЦБТМ была немецкая фирма «DEMAG»

На "Уралмаше" работали компрессоры DEMAG.

В 1931 году немецкими специалистами начато переоснащение Первоуральского Новотрубного завода, в 1939 году введён в эксплуатацию стан «140» (Малый Штифель) производства DEMAG. В феврале 1941 года в 1-й цех эвакуировали из Никополя еще один прокатный стан 140-2 «DEMAG». Во время реконструкции 1980 года стан 140-2 был демонтирован.

На Мариупольском металлургическом заводе им. Ильича были установлены грузоподъемные механизмы DEMAG для обслуживания 15000-тонного пресса.

В 1928 году DEMAG поставил на Южный Урал на Миньярский метизно-металлургический завод двухвалковые станы холодного проката.

Объединение «Востокосталь» заключило договор с DEMAG на проектирование прокатного цеха Магнитогорского металлургического комбината.

В Ленинграде на Кировском заводе («Красный Кировец»), позже эвакуированном в годы ВОВ на Нижнетагильский комбинат, был установлен толстолистовой прокатный стан с приводом от паровой машины производства DEMAG предположительно в 1912-1913 годах. Сейчас эта паровая машина установлена в виде памятника.

 Паровая машина DEMAG на постаменте в виде экспоната (источник)

Германия перед войной передала СССР неоконченный крейсер «Лютцов», которого окончательно в Ленинграде до начала войны вооружали 80 инженеров и монтеров германской фирмы «Демаг».

Во второй мировой войне на восточном фронте воевали полугусеничные машины  Sdkfz 10-4 Demag. (источник)





Наше время:

В июле 2007 г. ОАО «ММК» с немецким машиностроительным концерном SMS-DEMAG был заключен контракт на поставку оборудования первой очереди комплекса холодной прокатки - стана 2000, в ноябре 2006 года ОАО «ММК» подписало контракт на комплексную поставку прокатного стана 5000.  Стан 5000 вошел в строй в июле 2009 года. (источник)

На Первоуральском Новотрубном заводе стан 140 "Малый Штифель" производства DEMAG до сих пор работает.

Сейчас фирмы "DEMAG", как таковой, уже нет, она входит в группу компаний SMS group. Здесь можно посмотреть структуру этой группы. Кроме того, в ту же группу вошли в свое время также хорошо известные по индустриализации фирмы "Mannesmann", "Schloemann", "Meer".