Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Мытищинский Вагоностроительный завод



История Мытищинского вагоностроительного началась в 1895 году, когда "потомственный почетный гражданин" Савва Мамонтов, дворянин Константин Арцыбушев и гражданин САСШ, купец Александр Бари основали «Московское Акцинерное общество Вагоностроительного завода». Открытие завода сулило немалую прибыль: в 90-е годы 19 века Российская империя переживала промышленный бум, строились новые заводы, фабрики, а им требовались железнодорожные вагоны для перевозки  продукции. 


Официальное открытие завода состоялось в селе Старые Мытищи в мае 1897 года, хотя производство велось уже с осени 1896-го. К этому времени уже были построены сборочный, механический, кузнечный, литейный цеха. 

 
Помимо основной продукции – железнодорожных вагонов и запчастей к ним, завод выпускал также вагоны для городских конных железных дорог («конок»), автомотрисы (самоходный вагон с двигателем внутреннего сгорания). Само собой, на заводе производился и ремонт вагонов. Первой основной продукцией завода стали вагоны для Северной железной дороги России.

С. Мамонтов был избран председателем правления. Держателями третьей части всех акций были Петербургский международный коммерческий банк и Московский купеческий банк. Из частных лиц крупнейшими собственниками являлись основатели АО -  Морозов,  Арцыбушев и Бари.


Являясь председателем правления Московско-Ярославской Железной дороги, С. Мамонтов легко мог обеспечить необходимое количество заказов. Работы заводу хватало, даже с избытком. Но сказывалась нехватка опытных кадров, неумение руководства организовать производство, процветало воровство. Как следствие этого, мощности завода простаивали, завод выпускал около 40 вагонов в месяц, что было гораздо ниже максимальных возможностей производства. И без того шаткое положение завода подорвал в 1889 году Савва Мамонтов, впутав завод в свои финансовые махинации.  Результатом всего стало разорение и арест Мамонтова и банкротство Вагоностроительного завода. Суд присяжных через несколько месяцев оправдал Мамонтова, признав, что Савва действовал исключительно в интересах производства, а не ради личного обогащения. Но несмотря на это, завод перешел в руки управляющего кредиторской организации.

Уже в 1900 году завод заработал на полную мощность, несмотря на мировой экономический кризис. Ассортимент продукции постоянно расширялся. Начался выпуск вагонов – ледников, багажных вагонов.  В 1903 г. началось производство трамвайных вагонов и снегоочистителей для г. Москвы.




Трамвайный вагон АМ производства Мытищинского завода

В 1904 году Мытищинский завод вошел в синдикат «Продвагон», в котором находилось 14 из 17 имевшихся в стране заводов, работающих в данной отрасли. С помощью монополии удавалось удерживать высокие цены на продукцию, а следовательно, и высокую прибыль.

Промышленность в Мытищах развивалась достаточно активно.  В 1909 году на противоположной от завода стороне была открыта первая в России фабрика искусственного шелка «Вискоза». По другую сторону завода, ближе к поселку Тайнинка, построили пожарно-автомобильный и механическо-рессорный завод «Товарищества М. Челышева». Позже, в 1916 году здесь начнется строительство "Казенного завода военных самоходов" (КЗВС), навсегда остановившееся в 1917-м...

В 1911 году «Московское Акционерное Общество Вагоностроительного завода» вновь получает в свои руки завод, и вкладывает дополнительные  средства в производство. Завод начинает брать военные заказы и приступает к изготовлению полевых вагонов и платформ для перевозки военной техники.



 Старые цеха Мытищинского завода (источник - metro.ru)