Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

«Остехбюро» - техническая авантюра Бекаури или настоящий венчурный фонд?

История "Остехбюро" неразрывно связана с ее создателем и бессменным руководителем - В.И. Бекаури.  Еще до "Остехбюро" Бекаури в 1920 году совместно с Государственным научно-техническим институтом (ГОНТИ) создал "экпериментальную мастерскую по новейшим изобретениям (ЭксМаНИ) и стал ее заведующим. Общее руководство мастерской осуществлял Ученый совет научно-технического отдела (НТО) ВСНХ РСФСР.

В.И. Бекаури
Несмотря на то, что по образованию Бекаури был всего-лишь техником, на его счету уже имелось несколько значимых изобретений, одним из которых была радиоуправляемая мина.

В ноябре 1920 года Бекаури  докладывает председателю Совнаркома Ленину о успехах молодой советской науки и проблемах внедрения новейших изобретений на пользу советского государства.


          Из книги Владимира Успенского "Тайный советник вождя":
Владимир Иванович Бекаури обратился к Владимиру Ильичу Ленину с просьбой принять и выслушать его. Встреча состоялась. Бекаури продемонстрировал несколько своих изобретений, причём одно из них произвело на Ленина особое впечатление. Речь шла об управлении на расстоянии при помощи звуковых волн, радиосигналов. Например: Финский залив перегораживается минами, когда к ним приближаются вражеские корабли, подаётся особый сигнал, и мины взрываются.

13 июля 1921 года Бекаури делает доклад на Совете труда и обороны (СТО).

18 июля 1921 года заместитель председателя СТО А.И.Рыков подписывает Постановление № 231/276 об организации Технического бюро во главе с В.И.Бекаури для выполнения работ "по новому военному изобретению". Малому Совнаркому предлагается выделить 25 млн. рублей, определить штат Технического бюро в количестве 77 человек.

 9 августа 1921 года В.И.Бекаури получает мандат № 10197 за подписью Ленина на создание Технического бюро и отдельной мастерской. Эта дата считается днем создания "Остехбюро".

7 февраля 1922 г. для нужд «Остехбюро» был отдан завод Пеко, находившийся под Петроградом в Гатчине. С 31 марта 1924 г. приказом Бекаури этот завод по был переименован в Машиностроительный завод ЭКСМАНИ «Красный изобретатель» .

8 декабря 1922 г. завод «Красный летчик» передал для опытов «Остехбюро» самолет № 4 «Хендли Пейдж».

28 февраля 1924 г. ВМС передали Остехбюро тральщик «Микула», а 22 февраля 1926 г. — эсминец «Сибирский стрелок» (переименованный в «Конструктор»), а также сторожевой корабль «Инженер».

Для базирования флота Остехбюро создают пристани в Ленинграде — на Неве ниже моста лейтенанта Шмидта, на Васильевском острове, в Корорской губе и на Копейском озере в Ленинградской области.

16 декабря 1926 г. председателем коллегии НТО ВСНХ Троцким был подписан акт о передаче Остехбюро завода «Торпедо» (бывший «Старый Лесснер»). В ноябре 1927 г. завод получил название «Двигатель». Известно также, что к 1934 году завод уже не числился в составе Остехбюро.

На 4 февраля 1927 г. в Остехбюро числилось уже 447 человек (против 77 в 1921-м), из них 78 членов и кандидатов в члены партии.

2 декабря 1931 г. было завершено строительство завода Остехбюро им. К.Е. Ворошилова в Ленинграде на Сампсониевской набережной, 5. Сейчас это главный корпус ЦНИИ «Гидроприбор».

В 1932 г. основная часть Остехбюро была переведена в Подмосковье на железнодорожную станцию Подлипки.  После гибели «Остехбюро» эта ее часть выделилась в КБ-29.

После принятия решения Правительства СССР 8 мая 1935 года «О переводе "Остехбюро" в Москву»  в бюро стали работать также заключенные ГУЛАГа, оно превратилось в «шарашку».  Остехбюро была передана усадьба мультимиллионера фон Дервиза в Москве по адресу Садовая-Черногрязская ул., д. 6. После гибели «Остехбюро» там обосновалось НИИ-20.

8 сентября 1937 года  Бекаури внезапно арестовывают в Ленинграде и в тот же день этапируют в Москву.

20 июля 1937 года Приказом НКОП СССР «Остехбюро» было преобразовано в Остехуправление, в состав которого вошли созданные НИИ-20 с оставшимся филиалом «Остехбюро» в Ленинграде, НИИ-22, несколько заводов в Москве и Ленинграде и экспериментальные базы на Копенском озере и под Севастополем.

В 1939 году Остехуправление упраздняется и происходит следующее. НИИ-20 передают в 7-ое, НИИ-22 в 8-ое ГУ Наркомата авиационной промышленности, Ленинградский филиал НИИ-20 объединяют с НИИ-10 и уже, как НИИ-49 передают в 4-е ГУ Наркомата Судпрома.

С этого момента НИИ-20 (ныне ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники») считается продолжателем традиций «Остехбюро».

Памятник Бекаури в Грузии
Отношение к Бекаури неоднозначное. На своей родине в Грузии его чтят и ценят как героя. Есть даже памятник. В России же Бекаури подвергается нападкам за то, что многие его изобретения или идеи так и остались в стадии проекта, не получив дальнейшее развитие и не войдя в серию.

Несмотря на недостаток академического образования, Бекаури фактически руководил целой сетью исследовательских центров, занимающихся практически всеми военными направлениями: от радиоуправляемых мин, самолетов и танков до подводных лодок и торпед.

Известно, что в подобные высокотехнологичные и инновационные проекты, инвестируемые венчурными фондами, даже в наше время закладывается крайне низкая вероятность успеха. Хорошо, если из 10 проектов удастся хотя бы один. Но этот один окупит все остальные, да еще и принесет прибыль. Точно такая схема получалась и у "Остехбюро". Несомненная удача с радиоуправляемыми минами, наводившими ужас на гитлеровцев во время войны, несомненно, окупила все затраты на проекты, не получившие дальнейшего развития. Также следует учитывать, что наработки даже от неудачных проектов легли в основу поздних, более удачных исследований потомков "Остехбюро" - многочисленных НИИ и КБ.

Так или иначе, Бекаури и "Остехбюро", будучи новаторами в очень проблематичной даже сейчас области - телеуправления, попытались осуществить неосуществимое - сделать огромный шаг в направлении освоения технологии сетецентрической войны - войны роботов и беспилотников. И тот факт, что СССР была новатором в попытке освоениия роботизированной технологии ведения боевых действий малой кровью тщательно замалчивается и затирается сторонниками представления русской технической мысли в самом негативном свете.