Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Легендарный "Варяг" - грандиозный американский брак?

Все слышали про крейсер "Варяг", канонерскую лодку "Кореец" и бой у Чемульпо в начале Русско-японской войны. Чем закончился бой - тоже всем известно - затоплением "Варяга", подрывом "Корейца" и благополучной эвакуацией экипажа на Родину.

Несмотря на чествования, повышение по службе и награды, капитан "Варяга" Руднев через непродолжительное время уходит в отставку. Была ли связана ли его отставка с полученной контузией во время боя, неприятием его поступка сослуживцами-офицерами или какими-то личными мотивами - доподлинно неизвестно. Версий на эту тему существует предостаточно, но все они касаются или конспирологических аспектов войны, или имеют лубочно-патриотический налет. А версии, в полной мере учитывающей технические аспекты подвига "Варяга"- нет.




Поясним, почему речь идет о технике. Такой корабль, как "Варяг" в те времена представлял из себя для своих современников даже нечто большее, чем, например, для нас сейчас атомная подлодка "Курск" или вертолетоносец "Мистраль". Все-таки технологии, используемые на вышеупомянутых судах по большому счету неизменны уже полвека, за исключением, разве что, некоторых электронных устройств. В те же времена техника развивалась гораздо быстрее, и если в первой половине 19 века русские моряки еще ходили под парусами на деревянных кораблях, то уже к концу 19 столетия Российская военная флотилия уже была полностью стальной. Более того, на кораблях стояли уже не те примитивные паровые машины, которые мы обычно себе представляем. Силовой агрегат "Варяга" представлял из себя систему из трех четырехцилиндровых паровых машин по 7000 лошадиных сил. Пар давали 30 водотрубных котлов с рабочим давлением воды до 6 атмосфер.

Вот с этими котлами и выходит вся загвоздка.

История начинается с того, что в 1899 году на судостроительном заводе "Уильям Крамп и сыновья" в Филадельфии Российским Морским министерством был размещен заказ на крейсер "Варяг" и броненосец "Ретвизан".  Чиновники посчитали, что постройка судов для дальневосточной эскадры в Америке обойдется выгоднее, чем на родине, да и основные российские верфи уже были загружены заказами. Но от Петербурга до Филадельфии письма и курьеры добирались очень долго... Организационные неувязки, несговорчивость и упрямство Крампа, задержки в пути согласовательных писем безнадежно затягивали сроки выполнения уже подписанного контракта.



МТК (Морской Технический комитет) постоянно вносил коррективы в ход работ, что было нормой для судостроения того времени. Крамп был крайне недоволен такой тактикой:
“Можем ли мы рассчитывать на успешный ход работы на нашем крейсере, когда запоздалые указания сообщаются комиссии много месяцев спустя после начала постройки. Что-нибудь да надо предоставить усмотрению комиссии и нашему. Одно и то же судно не может строиться одновременно в России и Соединенных Штатах”. 
Адмирал П. Тыртов, словно чуя неладное, писал из Петербурга: “По-видимому, надо следить за Крампом, следовало бы послать еще старшего механика”.

Тем не менее, пользуясь удаленностью от Петербурга и нерасторопностью питерских чиновников, Чарльз Крамп, вопреки намерениям МТК установить котлы системы Беллвиля,  принимает решение установить на "Варяг" и "Ретвизан" котлы системы Никлосса, установка которых, по-видимому, сулило ему большую прибыль.
Широким жестом это решение санкционировал  главный начальник флота генерал-адмирал Великий Князь Алексей Александрович, следуя традиции Морского министерства уступать инициативе зарубежных судостроителей.

Задним числом чиновникам МТК пришлось согласиться с решением Крампа, тем более, что последний ссылался на положительный опыт эксплуатации российской  канонерской лодки "Храбрый", на которой котлы Никлосса были установлены в 1896 году. Но вот что говорил об этих котлах сам командир "Храброго", капитан 2-го ранга С. А. Воеводский:
“Прикипевшие трубки при их перестановке извлекались с трудом, нередко ломались, а остатки их соединительных и крепежных деталей приходилось высверливать. Разборка и особенно сборка котла требовали исключительной аккуратности и почти ювелирной точности, чего трудно было ожидать от рядовых кочегаров срочно службы. Удовлетворительное же состояние котлов на “Храбром” было заслугой механика К. П. Максимова, который  буквально не спускал глаз с котлов и машин, лично занимался всеми мелочами и неполадками, подменяя собой и машинистов и кочегаров, что, конечно, не есть нормальное положение дела”
Известно также мнение по этому поводу и вице-адмирала П.П.Тыртова: "Что же это за такие котлы, в которых после года службы надо менять массу трубок и сорок коллекторов?"

О дефектности конструкции котлов Никлосса говорит тот факт, что на строившемся после "Ретвизана" на верфи у Крампа эскадренном броненосце "Maine" для американских ВМФ, установленные изначально котлы Никлосса через 10 лет были демонтированы, так и не отработав положенного ресурса. "Maine" был последним американским кораблем, оснащенным котлами этой неудачной конструкции.

Напомним, что главным достоинством котлов Никлосса считалась их высокая ремонтопригодность. Замена водогрейных трубок, в отличие от котлов классической конструкции, должна была занимать считанные минуты. Трубки крепились на быстроразъемном соединении и уплотнялись конусным стыком "металл по металлу". Пока система была новой, все было хорошо. Но трубки от нагрева деформировались, конуса при перестановке получали вмятины, герметичность нарушалась, крепления разбалтывались. На американском "Мане" из-за ослабления крепления этих трубок было два серьезных инцидента, в результате которых серьезно пострадали 5 кочегаров, обварившись кипятком, ставшим внезапно хлестать из топки.

На первых же ходовых испытаниях "Варяга" произошло повреждение крышки цилиндра паровой машины. После устранения некоторых недочетов (не всех), "Варяг" был формально принят, развив скорость в 22 узла.

С тех пор начинаются мучения команды с котлами. Настолько серьезные, что слухи доходят до самых высочайших особ. Великая Княгиня Мария Федоровна вспоминала:
"Среди свитских чинов ходят слухи, что американец, строивший это совершенное чудо, обманул русский флот, и будто бы крейсер имеет некий ущерб и практически безнадежен. Не знаю, верно ли говорят, но в этом случае держится он стоически: за трехдневный визит мне не удалось заметить в экипаже никаких признаков привычной при технических неполадках суеты и тревоги"
 Р.М. Мельников в своей работе о "Варяге" пишет:
 "Внешне он был похож скорее на океанскую яхту, нежели на боевой крейсер. Явление "Варяга" Кронштадту было обставлено как эффектное зрелище. Под звуки военного оркестра на Большой рейд вошел изящный крейсер в ослепительно белой парадной окраске. И утреннее солнце отразилось в никелированных стволах орудий главного калибра. 18 мая знакомиться с "Варягом" прибыл сам Император Николай Второй. Царь был пленен - он даже простил строителю некоторые сборочные недочёты"
Мнение о врожденных заводских дефектах "Варяга" было распространенным:

Вице-адмирал Скрыдлов, командующий эскадрой: "Стоическое поведение экипажа похвально. Но молодёжи не пришлось бы мобилизовывать все силы для преодоления простой учебной программы, если бы проклятая судьба в лице одного американца не поставила их в такие условия своей некомпетентностью в вопросах инженерного дела"

Вывод порт-артурской комиссии Успенского по результатам испытаний: "Крейсер не сможет выходить на скорость выше 20 узлов без риска получить тяжелые повреждения котлов и машин"

Особое мнение флаг-инженера И.И.Гиппиуса: "Крейсер безнадежен. Выправить то, что с завода выпущено неисправным - задача крайне сложная, если вообще она реальна"

Вот как парировал эти нападки Чарльз Крамп :
"Надо самим лучше следить за их состоянием, а не валить все на завод, отдавший немало сил и средств на создание столь исключительного по своим боевым качествам корабля. Россия из моих рук получила лучшее, чем я располагал, и досадно слышать, что неумелое обращение за год довело шедевр технической мысли до столь плачевной судьбы"
Наконец, перед началом знаменитого боя английский коммодор Бэйли, знавший о состоянии механической части русского крейсера, предложил ему "интернирование под английскими флагами - как нестроевому, не способному участвовать в боевых действиях"

Командир французского крейсера «Паскаль» записал в своем дневнике, - «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!»

Японцы, обследовавшие затонувший "Варяг", были крайне удивлены. Инженер Араи доложил адмиралу Уриу, что вся его эскадра "целый час не могла утопить безнадежно неисправный корабль"




Вердикт японских специалистов, обследовавших потопленный "Варяг", был суров: "Врожденный дефект ходовых систем, помноженный на боевые повреждения, оставляет этому русскому слишком мало шансов. Спасательные работы экономически невыгодны, и даже если его тощий корпус выдержит перегрузки при подъемной операции, поставить корабль в строй будет невозможно"

Тем не менее, японцы "Варяг" подняли и первым делом заменили котлы Никлосса, сослужившие столь печальную службу русскому крейсеру.

Источники: 

Варяг:
http://www.navy.su/1850-1917/cruisers/varyag/text/varyag.htm
http://www.navy.su/navybook/melnikov/varyag/03.html
http://www.yaplakal.com/forum1/topic733932.html
http://nnm.me/blogs/igoriok28/legendarnyy-kreyser-varyag/
http://www.tatveteran.ru/news?id=965
Котлы Наклосса: http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%9A%D0%BE%D1%82%D0%BB%D1%8B_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B0
Котлы ярроу:
http://www.dogswar.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=971&start=10