Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Как FIAT строил подводные лодки для Российской Империи.




Итальянский город Специя в провинции Лигурия на побережье Лигурийского моря вот уже более ста лет является одним из крупнейших центров итальянской военной промышленности и судостроения. Помимо того, что история развития города как промышленного центра уже интересна сама по себе, не меньший интерес представляет изучение истории его военно-технического сотрудничества с Российской империей, а затем и с СССР.

Одна из любимых среди журналистов и литераторов и часто повторяемых историй, связанных с Россией – история о подводной лодке «Святой Георгий», сделанной в период первой мировой войны в Специи на верфи «Фиат-Сан-Джорджио» и предназначавшейся для Российского военного флота, но так и не поступившей на вооружение из-за начавшейся первой мировой войны.  Впервые об итальянской подводной лодке упоминается в отчете Морского Министерства Российской Империи за 1914 год:

В начале 1914 г. ввиду осложнявшейся политической обстановки была приобретена заканчивающаяся постройкой на заводе Фиат в Специи подводная лодка в 252 т, чтобы не допустить приобретение этой лодки Турцией. По заключенному с заводом условию, платеж должен был быть произведен по доставлении лодки в Севастополь.
1 июля были начаты приемные испытания особой комиссией, командированной в Италию, которые были прерваны с возникновением войны. По состоявшемуся соглашению, лодка была продана заводом итальянскому правительству с тем, что такая же лодка будет построена для русского флота к 1 января 1916 г., так как тип лодки Фиат представляет большой интерес в кораблестроительном отношении.

Лодка даже по тем временам была небольшая, водоизмещением всего 250 тонн, в то время как в Петрограде, Ревеле и Николаеве для Военного министерства в тот момент вовсю строились ПЛ по 650 тонн.  Цена тоже была скромной – всего 687 тысяч рублей, против полутора миллиона за каждую 650-тонную ПЛ конструкции Бубнова.
Тем не менее, конструкция и ходовые качества подводной лодки, несмотря на тесноту и неудобство для экипажа, очень понравилась российским специалистам – подводникам.
Однако испытания лодки сорвались в связи с войной, и правительство нейтральной Италии отказалось продавать России подводную лодку, сославшись на соглашения Гаагской конференции, запрещающие продажу военной техники воюющим странам.
Морское министерство пыталось с помощью переговоров добиться перевода ПЛ в ближайший французский порт, однако правительство Италии закрыло выход из Специи.  Российский военный атташе В.И.Дмитриев вспоминал про ситуацию:  “… это ставило завод в невозможность исполнения желания нашего министерства прямым и легитимным путем…”. Атташе намекает на существование другого, нелегитимного пути, которым, видимо, и попытались воспользоваться. 

Дальше происходит следующая история: в  сентябре 1914 г. командир заводской команды ПЛ стр. №43  мичман запаса Анжело Беллони  вместе со сдаточным экипажем уводит ПЛ к берегам французского острова Корсика. 

23 сентября 1914 года собственный корреспондент Петроградского телеграфного агентства в Риме телеграфирует в Петроград сенсационную новость:

    «С судостроительной верфи «Фиат» в Специи угнана подводная лодка, строящаяся по заказу русского флота. Похитителем является отставной итальянский морской офицер Беллони, известный своим франкофильством и русофильством.
    Им оставлено на имя правления верфи письмо, в котором он просит отложить окончательное суждение о его поступке, обещая прислать объяснение из первого же порта. Знающие его лица говорят, что Беллони спокойный, уравновешенный человек. Правление верфи, как это ни странно, узнало о пропаже только спустя 8 часов. Итальянское правительство открыло по этому делу следствие»

А уже 28 сентября корреспондент ПТА передает следующее, не менее сенсационное сообщение:

     «Отставной мичман Анжелло Беллони, угнавший с верфи «Фиат» подводную лодку, строящуюся для русского флота, заявил о своем намерении поднять на ней российский флаг и вступить в войну против Германии на стороне Российской империи».

ПЛ выходит с Корсики в сторону британского острова Мальта.  Однако добраться до Мальты не удается из-за непогоды и недовольства экипажа и ПЛ возвращается обратно на Корсику. Здесь по просьбе правительства Италии ее перехватывает французский эсминец Сhasseur и лодку вместе со всем экипажем принудительно возвращают обратно в Специю на завод.

 ПЛ стр.№43, позже ставшая"Аргонаутой". Испытания, 1914 год.

Смелая и красивая попытка объявления войны воином-одиночкой Беллони заканчивается неудачей, и лодка остается в Италии.  18 февраля 1915 г. она зачисляется в состав итальянских ВМФ под именем "Арганаута" (Argonauta). ПЛ участвует в боевых действиях на Средиземном море, в походах по разведке минных заграждений. Благополучно пережив войну, в 1928 году лодка заканчивает службу, завершая путь стандартно: будучи разрезанной на металл.
Оставшись без итальянской подводной лодки, а значит и без технологий, чиновники Российского Морского министерства, тем не менее, добиваются от итальянской верфи обязательства сделать такую же подводную лодку для России, но позже, когда ее легальная покупка станет возможной. Ориентировочные сроки исполнения заказа установлены на 1916 год. 


 Спуск на воду ПЛ типа "F" для ВМС Италии. 1916 год

25 октября 1916 г. с верфью «Фиат-Сан-Джорджио» заключается новое соглашение на покупку одной подводной лодки тип «F» для флотилии Северного Ледовитого океана.

Конструкция лодки была несколько модернизирована, увеличено вооружение, установлены более мощные дизельные моторы, усовершенствованы электродвигатели и смонтированы дополнительные топливные баки.  Впрочем, стоимость ПЛ также увеличилась и достигла миллиона рублей.

Несмотря на модернизацию, проблемы остались. Существенным недостатком лодки типа «F» было отсутствие шноркеля - отдельной высокой трубы для забора воздуха, защищенной от попадания воды в надводном положении при работе дизельных двигателей.  Воздухозабор осуществлялся через открытый люк. Большая океанская волна легко заливала люк в рубке в надводном положении. Закрыть люк было невозможно – тогда дизельные двигатели начинали бы вытягивать воздух из самой лодки.

Забегая вперед, надо сказать, что решение о возможности использования этой лодки в северных широтах было ошибочным, точно так же, как и решение о самоубийственном самостоятельном переходе ПЛ из Средиземного в Белое море в военных условиях.
 Дело в том, что подводные лодки типа «F» предназначались для прибрежной охраны и не были приспособлены для плавания в открытом океане, и уж тем более для такого опасного перехода.  

Впрочем, в 1909 году похожий переход в 4000 миль совершила из Специи в Стокгольм  проданная ВМС Швеции бензиновая лодка «Хвален» тип «Фока»[1]. Но все-таки надо учесть, что шла она в мирное время и не Северным морем, в Балтийским.  Интересно, что ее предшественница, ПЛ «Фока», принадлежащая ВМС Италии, в апреле 1909 года затонула от взрыва паров бензина.  Примерно в это время закончилась эра бензиновых лодок и началась эра дизельных.  

В марте 1917 года команда российских моряков-подводников во главе с командиром ПЛ старшим лейтенантом И.И. Ризничем прибыла в Специю, а 8 апреля корабль, заложенный фирмой  «Fiat-San Giorgio" в Специи-Муджиано в октябре 1916 под заводским наименованием "San Giorgio", что по-русски означает «Святой Георгий», сошел на воду.  До июня происходила доводка, настройка и испытания лодки, а также тренировки команды. Наконец, 13 июня «Святой Георгий» уходит в Геную, где запасается топливом и продовольствием, и 18 июня выступает в поход.  22 июля «Святой Георгий» появляется в английском Плимуте, где чинится до 20 августа. Только к 4 сентября лодка, обойдя Британские острова с севера, достигает северной части Норвегии, мыса Нордкап. Через несколько дней «Святой Георгий» входит в Белое море и 9 сентября 1917 года прибывает в Архангельск. За 89 суток похода «Святой Георгий» прошел более 5000 миль по водам пяти морей и двух океанов.  Экипаж удостаивается заслуженных наград. Блистательный переход был отмечен специальным приказом Морского министра: 

«Этот блестящий, исключительный по условиям плавания переход лодкою малого водоизмещения в осеннее время св. 5000 миль через ряд зон расположения германских подводных лодок, минных заграждений и т. п. наглядно показывает, что офицерам и матросам, сплоченным взаимным уважением и преданным своему делу, не страшны не только поставленные врагом всевозможные преграды, но и сама стихия… Родина вправе будет гордиться беспримерным в истории подводного плавания переходом подводной лодки малого водоизмещения из Италии в Архангельск».

Подвиг экипажа «Святого Георгия», совершившего беспримерный переход  через северные моря и сквозь акватории, занятые флотами противника на теснейшей малюсенькой лодке, имеющей к тому же невысокую надежность, присущую всей технике начала 20-го века спустя сто лет помнят не только историки. Оказывается, этот случай известен и в италоязычной части сети и нередко обсуждается, когда речь заходит об итальянских подводных лодках.

Однако, прибыв в холодное Белое море, «Святой Георгий» по причине низких температур , обмерзания корпуса и блокирования замерзшей водой расположенных выше ватерлинии узлов, отвечающих за погружение, оказался совершенно непригодным к плаванию в северных широтах, что было вполне ожидаемо, т.к. лодки такого типа строились в теплом Средиземном море, экспортировались в страны Средиземноморской акватории или в Южную Америку, и никогда не испытывались в северных широтах.

12 сентября 1917 г. из Архангельска в Военное Министерство пришло тревожное сообщение от руководства флотилии о невозможности использования ПЛ в холодных водах. Выводы специалистов были неутешительны: ПЛ этого типа годна только для использования на Черном море или на Балтике в летний период.
 
На Балтику лодке так и не суждено было попасть, хотя были планы по ее переброске. Но в первый раз помешала английская оккупация Архангельска в 1918 году (2 августа 1918 года лодка была захвачена Великобританией и передана Белогвардейской флотилии Северного ледовитого океана, в феврале 1920  – захвачена в Мурманске Красной Армией [2]), а в 1921 году окончательно отказались от этой идеи, поставив лодку на длительное хранение.  В результате бездействия, отсутствия обслуживания и халатного отношения к 1924 году «Святой Георгий» представлял из себя плачевное зрелище корабля с пробоинами, коррозией и отсутствием не только некоторых деталей, но и даже целых узлов.  Лодку списали, и некоторое время прочный корпус использовался как понтон для поднятия затонувших судов в Белом море, пока его окончательно не порезали на металл.
Так бесславно и безвременно на севере России закончила свой путь маленькая теплолюбивая итальянская подлодка, прошедшая ради этой судьбы 5000 миль через несколько морей и океанов.

Справка по верфи «Фиат-Сан-Джорджия»

В 1905 году в местечке Muggiano , что в г.Специя, был образован судостроительный завод "Fiat Muggiano" в сотрудничестве с мастерскими ФИАТ в Турине. Дела у завода пошли не очень удачно, и в 1907 году предприятие было рефинансировано компанией San Giorgio из города Сестри-Поненте , а стал называться " Fiat - S . Georgia " . Специализация на этот раз была выбрана весьма прогрессивная – подводные лодки.
На должность директора был приглашен известный инженер Чезаре Лауренти. В 1907 году построена первая подводная лодка "Фока" с бензиновым двигателем водоизмещением 185 тонн . В 1908 году были построены две подводные лодки:  185-тонный "Hwalen" для Швеции,  105-тонный "Dykkeren" для Дании. Эти подводные лодки , хоть и оснащенные бензиновыми двигателями, показали неплохие ходовые  результаты: "Hwalen", несмотря на сильнейший шторм в Бискайском Заливе, своим ходом приходит в Стокгольм, преодолев 4000 миль. Правда, в 1909 году взрывается от паров бензина «Фока», что является толчком к применению дизельных двигателей вместо бензиновых.
В 1913 "Фиат - сан-Джорджио приобретает компанию "Cantieri Navali Riuniti".

Справка по "Cantieri Navali Riuniti".  Начинала свою деятельность в 1883 году в заливе Ла-Специя, как "Giorgio Henfrey & C", и была образована для ремонта судов, используемых для транспортировки руды на завод "Pertusola". В 1887 году последовало вливание капиталов английской компании "Continental lead and iron Company limited", после чего началось строительство стальных судов, а в 1897 году верфь была куплена компанией " Hofer, Manaira & C." . В 1906 году верфь поглощается " Società Cantieri Navali Riuniti" из г.Генуя.

Во время Первой мировой войны на стапелях завода строятся 15 ПЛ типа "Медуза" - подводные лодки для Военно-морского флота Италии и 7- для продажи в другие страны.

В 1918 году семья Перрони, владельцы «Ansaldo SA», присоединяются к компании, после чего следует  переименование в "Ансальдо сан-Джорджио". На пике своего развития на верфях «Ансальдо» работало около 5 000 человек . Позже завод менял название и специализацию несколько раз. Наконец, в 1984 году была образована "Fincantieri Cantieri Navali Italiani SpA." которая до сих пор строит корабли для ВМС Италии и на экспорт.

Взаимодействие судостроительной верфи в г. Специя с Россией не закончилось с приходом к власти большевиков.  Приемник "Фиат-сан-Джорджио", фирма "Ансальдо" в 1934 году имело действующий договор о технической помощи ЦКБС (Центральное конструкторское бюро судостроения) Советского Союза по строительству подводных лодок.

Источники

1 http://www.cultureimpresa.it/04-2006/english/pdf/muggiano.pdf
2 http://navyworld.narod.ru/itexport.htm#%D0%A0%D0%BE%D1%81

3 http://www.porto.laspezia.it/it/la-cantieristica/civile-militare/fincantieri
4.http://www.cultureimpresa.it/04-2006/english/pdf/muggiano.pdf