Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Челябинский Тракторный Завод



29 мая 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление «О приступе к постройке тракторного завода на Урале».  Для координации и управления стройкой создается Челябтракторостой, как филиал Гипромеза. 

Проект

В июне 1929 года решено было приступить к разработке генерального плана. 

В январе 1930 года начались переговоры с руководством американской корпорации Caterpillar об оказании технической помощи. Американцы выдвинули ряд неприемлемых требований, и в марте 1930 года переговоры зашли в тупик.  В ответ на отказ, начальник Челябтракторостроя Ловин организовывает в Детройте специальное проектное бюро «Челябинск тракторплэнт», в котором числится 40 советских специалистов.  "Chelyabinsk Tractor Plant" располагалось на 13-м этаже Union Trust Building по адресу 500 Griswold Street.


Здание Детройта, в котором располагалась контора ЧТЗ
Под общим руководством Казимира Ловина, кроме 40 советских специалистов, в детройтском офисе трудились также и 12 американцев. Руководил американской группой Варрен Нобль из Noble Engine Company, г. Кливленд, а помогал ему бывший инженер из Caterpillar Эдвард Терри. Советскую группу возглавлял будущий главный инженер ЧТЗ, Элизар Гуревич.

Сотрудники детройтского бюро начали проектирование Челябинского завода с того, что купили трактор «Катерпиллер 60» и разобрали его на детали. Детали занимали все столы в нескольких комнатах офиса. На основе этих деталей составлялись метрические чертежи будущего "Сталинца 60", а также планировались контракты "Амторга" с американскими фирмами на поставку соответствующего оборудования, материалов и оснастки для изготовления деталей "Сталинца" на  ЧТЗ.

Подробности "проектирования" советского Катерпиллера можно прочитать даже на официальном сайте ЧТЗ:

Советские инженеры в Детройте
" ...приходилось приводить размеры в миллиметрах до стандартных величин, согласовывать их с сопрягаемыми деталями. Также было необходимо перевести все детали на отечественные марки стали и сортамент проката. Параллельно устранялись технологические недостатки конструкции, связанные с трудностью сборки ряда узлов."
Выбор советскими инженерами трактора Caterpillar 60  в качестве прототипа был оправдан, т.к. именно эта модель по праву считается вехой, определившей направление дальнейшего развития мирового тракторостроения.

Таким образом, уже к весне 1930 года в Ленинградском Гипромезе появился эскизный проект предприятия и чертежи его будущего продукта - трактора Сталинец-60.

Офис промышленного архитектора Альберта Канна находился в Детройте, так что проектирование корпусов ЧТЗ велось последним в полной координации с советскими представителями.  Именно Канн предложил идею разместить все цеха в одном корпусе, вместо привычной схемы с множеством маленьких построек под каждое подразделение. Ему также принадлежит идея использовать легкие и прочные металлоконструкции вместо железобетонных.

Участие американской фирмы в проектировании ЧТЗ будет отрицаться 40 лет, пока в 1972 году в книге, посвященной  истории ЧТЗ, впервые с 30-х годов не будет мельком упомянуто имя Канна.

7 июня 1930 года составление генерального плана Челябинского тракторного завода было завершено, и чертежи срочным почтовым отправлением отосланы из Штатов в Челябинск.

Строительство

10 августа 1930 года Политбюро ЦК ВКП (б) принимает решение о старте строительства ЧТЗ, и в этот же день в торжественной обстановке закладывается литейный, кузнечный и механосборочный цеха.

Работы проводятся большей частью вручную, пока осенью 1930 года на стройку наконец не прибывает импортная техника: экскаватор «Менк», два траншеекопателя «Остин», прицепной грейдер «Катерпиллер», мотовоз «Орштейн Коппель», катки для уплотнения дорожных покрытий «Кемпа» и четыре подъемных крапа «Норд-Вест».

Сразу же начинаются проблемы. Стройке хронически не хватает стройматериалов, а к концу 1930 года еще и резко сокращается финансирование строительства. Именно поэтому началось строительство полностью без иностранной помощи. Металлоконструкции для возведения корпусов решено было изготавливать в СССР.  Наркомтруду предложено обеспечить стройку рабочей силой в пятидневный строк. За 1930 год на Челябтракторострой прибыли 43 тысячи работников, но 38 тысяч к концу года уже уехали.  Вынужденное участие в строительстве тысяч принудительно выселенных и униженных властью "кулаков" тоже не добавляет строителям энтузиазма.

30 октября 1930 года в связи с возникшими трудностями в организации строительства Политбюро ЦК ВКП (б) принимает решение  об отсрочке пуска новых заводов автотракторной промышленности (в т.ч. ЧТЗ).

Опытный завод ЧТЗ

Параллельно с февраля 1930 года с южной стороны железной дороги строился также и опытный завод ЧТЗ, который по плану уже в 1931 году должен был выпустить  100 тракторов, а в 1932 - 300 тракторов. Опытное производство было задумано для отладки производства и заблаговременной подготовки специалистов для основного завода.

В газете «За индустриализацию» от 19 марта 1931 публикуется письмо, подписанное 35 работниками Опытного завода ЧТЗ  - инженерами и служащими, в котором сообщалось, что работа опытного производства по выпуску тракторов проходит из рук вон плохо. Сборку тракторов планировалось начать с ноября 1930. К марту 1931 года ни одного годного трактора так и не было собрано. Детали, из которых собирались трактора, были отвратительного качества. При проектировании и изготовлении штампов допущены серьезные «ляпы», не позволяющие получить нормальную продукцию. Не было грузоподъемных механизмов в механическом и сборочном цехах. Компрессорная не работала, закупленная котельная немецкого производства даже не была установлена. В целом, ситуация на опытном производстве оценивается работниками как критическая.

Прорыв в строительстве

30 апреля 1931 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утверждает  проект постановления ЦК ВКП (б) «О ходе строительства Челябинского тракторного завода», в котором обращается особое внимание на устранение недостатков в организации работ по строительству тракторного гиганта и усиление пропагандистской работы.

11 мая 1931 года руководители Челябтракторостроя были приняты И.В. Сталиным, который заявил, что Челябинский тракторный завод находится под особым наблюдением Центрального Комитета ВКП (б) и "...ЦК ВКП(б) ни в коем случае не допустит срыва строительства мирового гиганта".

В 11-м (летнем) номере журнала «За рулем» выходит статья «Мы требуем от уральских автодоровцев развернутого внимания к челябинскому тракторострою», в котором отмечаются большие недостатки в организации работ по строительству ЧТЗ.  

Поломка крана "Кайзер" на ЧТЗ
В следующем, 12-м номере «За рулем» уже проводится детальный анализ проблемы ЧТЗ. Отмечается, что строительство не было включено в список «ударных» строек, и поэтому ассигнования и квоты стройматериалов на строительство были значительно урезаны. Логистика по доставке стройматериалов отсутствует. Госпроектстрой на 3 месяца задержал чертежи основных цехов завода, да и те требуют переделки по причине несоответствия новым стандартам проектирования.  Отношение рабочих и инженеров к строительной технике характеризуется, как «хуже, чем хозяин к паршивой собаке». Отмечается, что производительность механизмов не превышает четверть от паспортной, а большая часть механизмов уже сломана. Некоторые импортные устройства  и инструменты пылятся  на складе потому, что с ними не умеют обращаться. 

Командированные на Днепрострой для обучения работе на сложных импортных механизмах инженер и 8 рабочих  приобрели там совершенно бесполезный опыт, т.к. научились работать на устройствах, которые не используются в Челябинске.

Ударники

Бетономешалка "Кайзер", на которой работала бригада Монахова
После того, как взор Сталина сфокусировался на ЧТЗ, стройка оживляется. Появились средства, внимание прессы, началась усиленная идеологическая работа, появились ударники. На строительство выезжают писатели и журналисты, чтобы составить впечатление о темпах строительства и ходе работы.


Особое внимание уделяется ударничеству. Естественно, ударник в обмен на значительное улучшение качества жизни, брал на себя и повышенные обязательства. Выдержка из протокола слёта ударников-энтузиастов в сентябре 1930 г. гласит:

"Каждый энтузиаст должен по первому приказу штаба являться для работы в какое угодно время (дня и ночи) для ликвидации прорывов; каждый энтузиаст подписывается на месячный заработок на заём "пятилетка в 4 года" и обязуется завербовать по 2–3 человека; каждый энтузиаст берёт на буксир по 2 новых рабочих, чтобы обучить их в кратчайшее время работать хорошо"
 
 Руководство Челябтракторостроя специально для гостей строительства устраивает показательные выступления ударников.  Интересно читать свидетельство очевидца этих уникальных выступлений, которые называются «бетонные вечера», журналиста местной челябинской газеты, А.И. Александрова:

«Под звуки оркестра с переходящими красными знаменами, завоеванными в социалистическом соревновании, бригада Ивана Монахова выходит на место работы… Разбираются тачки, в которых отвозится готовый бетон. Быстрая и четкая расстановка по местам. Сигнал. Включается бетономешалка, и бригада с ходу берет напряженный ритм в работе. Люди в порыве бегают с  тачками бетона…  Включаются прожектора, бросающие яркие блики на лоснящиеся от пота обнаженные торсы бетонщиков. Непрерывно играет оркестр, невольно захваченный общим порывом ударного ритма ударной работы. Марши сменяются вальсами и снова марши…»
Заключительный этап

8 октября 1932 года Политбюро ЦК ВКП (б) принимает постановление о мероприятиях по улучшению организации строительства Челябинского тракторного завода. После вмешательства Политбюро в ситуацию, с Харьковского Тракторного завода прибывает главный инженер строительства, американец Leon A. Swajian (позже награжденный орденом Ленина за монтаж тракторных заводов), чтобы начать осуществлять надзор за строительством и монтажом ЧТЗ. Бывший инженер Caterpillar Эдвард Терри, приехавший из детройтского офиса, становится главным конструктором ЧТЗ в 1932-33 годах. Кроме него, в Челябинск приезжают еще несколько бывших инженеров Caterpillar налаживать производство.

Как следствие принятых мер, уже в этом же году удается перейти к монтажу производственного оборудования. 

Первые трактора ЧТЗ
25 ноября 1932 года Политбюро ЦК ВКП (б) принимает постановление  о сроке ввода в эксплуатацию и дальнейшем расширении Челябинского тракторного завода.

15 мая 1933 года первый сошедший с конвейера ЧТЗ трактор С-60 выезжает из ворот механосборочного корпуса. 

1 июня 1933 года состоялся торжественный пуск завода. В этот день приказом наркома тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе ЧТЗ был зачислен в число действующих предприятий страны и получил наименование “Челябинский тракторный завод им. Сталина”. В торжественном митинге по случаю пуска завода принял участие “всесоюзный староста” М.И. Калинин, отметивший в приветственной речи:
"отныне челябинский гусеничный трактор будет играть огромную роль в укреплении обороноспособности нашей страны".

С 20 июня 1937 года был начат серийный выпуск первого в СССР дизельного трактора С 65. Фактически, Сталинец 65 отличается от предыдущей модели, Сталинца 60,  только дизельным двигателем.

Венцом деятельности ЧТЗ считается май 1937 года, когда на Всемирной выставке в Париже трактор Сталинец-65 был отмечен высшей наградой - дипломом "Гран-при". Так советская копия дизельного Caterpillar получила высшую награду французской выставки.

Постскриптум.  20 августа 1937 года бывший директор ЧТЗ Казимир Ловин был арестован, будучи уже в должности начальника Главэнерго Наркомтяжмаша СССР. 15 ноября 1937 года "за участие в антисоветской организации" был осужден к высшей мере наказания, приговор приведен в исполнение в тот же день.

Материалы:

1. Sonia Melnikova-Raich. The Soviet Problem with Two “Unknowns”: How an American Architect and a Soviet Negotiator Jump-Started the Industrialization of Russia, Part I: Albert Kahn (ссылка)
2. Википедия, статья "ЧТЗ"
3. Antony C. Sutton. Western Technology and Soviet Economic Development, vol. 2 - 1930-1945
4. Antony C. Sutton THE BEST ENEMY MONEY CAN BUY 
5. Газета "Вечерний Челябинск". ЧТЗ в 1931-1940х годах. (http://www.chelpress.ru/newspapers/vecherka/archive/30-03-1999/3/1.DOC.shtml)