Культовые паровозики из Швеции
Тролльхеттан – это небольшой городок в Швеции, известный главным образом тем, что в нем находится головной офис автомобильного концерна SAAB. А начиналось все с паровозов. Первое серьезное предприятие появилось в этом городишке в 1847 году – это был завод Nydqvist & Holm AB. Выпуская сначала турбины для гидравлических движителей, с 60-х годов 19 века Nydqvist & Holm перепрофилировались под производство паровозов. В 1865 году компания выпустила свой первый паровоз, и в 1912 году изготовила тысячный. В 1916 году компания получила новое название — NOHAB, и продолжала выпускать требующуюся в сравнительно небольших количествах ж\д технику для местного потребления. К 1920 году скромные мощности производства позволяли изготавливать не более 40 паровозов в год.
В 1920 году Российский (СССР появился только в 1922 году) Совет Народных Комиссаров решил закупить паровозы. Вопреки логике развития собственной промышленности, хоть и разоренной войной, но вполне способной после небольшой реконструкции изготавливать современные паровозы, большевики решили разместить заказ на предприятиях Швеции и Германии. Более того, львиную долю заказа разместили на предприятии, физически неспособном выпустить нужное количество паровозов. Как вы уже догадались, речь идет о маленькой шведской компании «NOHAB». Заключили договор при посредничестве некоего «Юрия» «Ломоносова», главы заграничной «Российской железнодорожной миссии». Годом ранее он уже отметился в числе топ-менеджеров еще одной мега-аферы большевиков: строительства ж/д ветки «Алгемба».
По некоторым подсчетам, на аферу с паровозами ушло до ¼ оставшегося после гражданской войны золотого запаса России. Деньги перевозились в виде золотых слитков непосредственно в шведские банки. Супруга «Ломоносова» в это время, между прочим, работала в одном из банков Стокгольма. Наш железнодорожный деятель был подотчетен только Ленину и его махинации вызывали головную боль даже у видавших виды высокопоставленных сотрудников советской торговой миссии. Достаточно сказать, что ему было дано беспрецедентное право никак не документировать расходы своей организации.
Так или иначе, огромные суммы шли в шведские банки для, якобы, развития небольшого шведского завода с тем расчетом, чтобы он смог в будущем (!) изготовить необходимое количество паровозов. Забегая вперед, скажем, что из 1000 заказанных паровозов за несколько последующих лет было изготовлено только 500, да и то с привлечением всех мощностей Швеции, для которой это послевоенное, кризисное для других стран время было поистине благодатным благодаря российскому денежному дождю.
Заказывались паровозы по как минимум двукратно завышенным ценам, так что денег хватало с избытком не только шведским промышленникам. Явно более 50% от всей уплаченной Россией суммы ушло на какие-то сторонние цели. Некоторые исследователи утверждают, что таким образом Ленин рассчитывался по кредитам, которые брал на революцию, некоторые просто сетуют на вечную коррупцию, неподвластную времени.
Но вернемся к Швеции и благословенному заводику NOHAB . Тем временем, благодаря неожиданно свалившимся на голову неслабым инвестициям, маленький заводик вырос в серьезное предприятие с хорошим исследовательским потенциалом и помимо освоения выпуска в 1930-м году инновационных паротурбинных локомотивов в том же году открывает подразделение по выпуску лицензированных авиадвигателей. А в 1937 году совместно с еще одним ж/д-заводиком в г. Линчёпинг данное подразделение образует авиастроительное предприятие SAAB (Svenska Aeroplan Aktiebolaget). Создано авиапредприятие было очень вовремя. В 1939 году началась война. У новой авиастроительной фирмы почему-то сразу появилось очень много военных заказов, несмотря на то, что Швеция официально была нейтральной страной. Кстати, шведский SKF тоже в это время работал не покладая рук на германскую промышленность. Но к 1945-му году спрос на военные самолеты закономерно упал до нуля и SAAB быстро переквалифицировался на автомобили.
А NOHAB продолжал работать в железнодорожной сфере и за послевоенный период успел выпустить несколько интересных моделей тепловозов. Среди них — умудрившийся стать культовым в социалистической Венгрии тепловоз М61 с характерной красно-белой расцветкой.
Луганский завод в ответ на наглость венгерских друзей, позволивших себе смелость закупить технику у капстраны, срочно выпустил советский «заменитель» нохабовского изделия для дорог Венгрии с нехарактерным для советской нумерации индексом — М62.
А ставший легендарным М61 стал прототипом для одного из главных героев мультика «Паровозики из Чаггингтона».