Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Культовые паровозики из Швеции

Тролльхеттан – это небольшой городок в Швеции, известный главным образом тем, что в нем находится головной офис автомобильного концерна SAAB. А начиналось все с паровозов. Первое серьезное предприятие появилось в этом городишке в 1847 году – это был завод Nydqvist & Holm AB. Выпуская сначала турбины для гидравлических движителей, с 60-х годов 19 века Nydqvist & Holm перепрофилировались под производство паровозов. В 1865 году компания выпустила свой первый паровоз, и в 1912 году изготовила тысячный. В 1916 году компания получила новое название — NOHAB, и продолжала выпускать требующуюся в сравнительно небольших количествах ж\д технику для местного потребления. К 1920 году скромные мощности производства позволяли изготавливать не более 40 паровозов в год.
В 1920 году Российский (СССР появился только в 1922 году) Совет Народных Комиссаров решил закупить паровозы. Вопреки логике развития собственной промышленности, хоть и разоренной войной, но вполне способной после небольшой реконструкции изготавливать современные паровозы, большевики решили разместить заказ на предприятиях Швеции и Германии. Более того, львиную долю заказа разместили на предприятии, физически неспособном выпустить нужное количество паровозов. Как вы уже догадались, речь идет о маленькой шведской компании «NOHAB». Заключили договор при посредничестве некоего «Юрия» «Ломоносова», главы заграничной «Российской железнодорожной миссии». Годом ранее он уже отметился в числе топ-менеджеров еще одной мега-аферы большевиков: строительства ж/д ветки «Алгемба».
По некоторым подсчетам, на аферу с паровозами ушло до ¼ оставшегося после гражданской войны золотого запаса России. Деньги перевозились в виде золотых слитков непосредственно в шведские банки. Супруга «Ломоносова» в это время, между прочим, работала в одном из банков Стокгольма. Наш железнодорожный деятель был подотчетен только Ленину и его махинации вызывали головную боль даже у видавших виды высокопоставленных сотрудников советской торговой миссии. Достаточно сказать, что ему было дано беспрецедентное право никак не документировать расходы своей организации.
Так или иначе, огромные суммы шли в шведские банки для, якобы, развития небольшого шведского завода с тем расчетом, чтобы он смог в будущем (!) изготовить необходимое количество паровозов. Забегая вперед, скажем, что из 1000 заказанных паровозов за несколько последующих лет было изготовлено только 500, да и то с привлечением всех мощностей Швеции, для которой это послевоенное, кризисное для других стран время было поистине благодатным благодаря российскому денежному дождю.



Паровоз серии Эш (индекс «ш»-Швеция) выпуска 1922-1924-х годов. Вроде как сделанный по луганским чертежам

Заказывались паровозы по как минимум двукратно завышенным ценам, так что денег хватало с избытком не только шведским промышленникам. Явно более 50% от всей уплаченной Россией суммы ушло на какие-то сторонние цели. Некоторые исследователи утверждают, что таким образом Ленин рассчитывался по кредитам, которые брал на революцию, некоторые просто сетуют на вечную коррупцию, неподвластную времени.
Но вернемся к Швеции и благословенному заводику NOHAB . Тем временем, благодаря неожиданно свалившимся на голову неслабым инвестициям, маленький заводик вырос в серьезное предприятие с хорошим исследовательским потенциалом и помимо освоения выпуска в 1930-м году инновационных паротурбинных локомотивов в том же году открывает подразделение по выпуску лицензированных авиадвигателей. А в 1937 году совместно с еще одним ж/д-заводиком в г. Линчёпинг данное подразделение образует авиастроительное предприятие SAAB (Svenska Aeroplan Aktiebolaget). Создано авиапредприятие было очень вовремя. В 1939 году началась война. У новой авиастроительной фирмы почему-то сразу появилось очень много военных заказов, несмотря на то, что Швеция официально была нейтральной страной. Кстати, шведский SKF тоже в это время работал не покладая рук на германскую промышленность. Но к 1945-му году спрос на военные самолеты закономерно упал до нуля и SAAB быстро переквалифицировался на автомобили.
А NOHAB продолжал работать в железнодорожной сфере и за послевоенный период успел выпустить несколько интересных моделей тепловозов. Среди них — умудрившийся стать культовым в социалистической Венгрии тепловоз М61 с характерной красно-белой расцветкой.



Культовый М61

Луганский завод в ответ на наглость венгерских друзей, позволивших себе смелость закупить технику у капстраны, срочно выпустил советский «заменитель» нохабовского изделия для дорог Венгрии с нехарактерным для советской нумерации индексом — М62.



Советский ответ шведскому NOHAB`у- M62

А ставший легендарным М61 стал прототипом для одного из главных героев мультика «Паровозики из Чаггингтона».


Паровозик Уилсон из мультсериала «Чаггингтон»