Виды потерь в бережливом производстве
В Бережливом производстве выделяют семь основных видов потерь:
Пути улучшения:
Пути улучшения:
Пути улучшения:
Пути улучшения:
Кроме этих 7 видов потерь, есть еще два вида потерь, не столь явных, но на самом деле очень важных и относящихся на 100% к ошибкам высшего управления. Без устранения этих потерь невозможно или неэффективно перейти к устранению первых семи. Вот они:
8. Потери из-за недостаточной мотивации работников.
Движущая сила бережливого производства - вовлеченные в процесс непрерывных улучшений и преобразований работники. Если не использованы все возможности для мотивации работника, и последний не вовлечен в процесс, то бережливое производство будет неизбежно буксовать.
9. Недостаточное участие руководства компании в процессе преобразований и улучшений.
При отсутствии активного участия руководства во внедрении бережливого производства последнее обречено на постепенное угасание. Только полное вовлечение и активное лидерство руководителя даст необходимую мотивацию подчиненным во внедрении улучшений, ибо ничто не демотивирует так сильно, как пассивность руководства.
- Потери перепроизводства
- Потери транспортировки
- Потери ожидания
- Потери из-за излишних запасов
- Потери из-за дефектов продукции
- Потери излишней обработки
- Потери на лишние движения
1. Перепроизводство
Если на складах скапливаются большие запасы продукции, которые не нужны клиентам, то это связывает оборотные средства компании и тем самым уменьшает ее возможности по производству, развитию и конкуренции на рынке. Кроме того, возрастают затраты на хранение и уменьшается срок годности и, как следствие, стоимость продукции.
- Производство мелкими партиями под конкретный заказ
- Быстрые переналадки (SMED)
Историческая справка: В 1941 году немцами были захвачены Мариупольские металлургические заводы: им Ильича и "Азовсталь". Запасы стали, накопленные на этих заводах и оставленные немцам при отступлении, сослужили плохую службу советскому руководству.
Немецкий инвентарный листок описи складских запасов завода им Ильича в 1942 году.
2. Потери транспортировки
Если транспортировка продукции и сырья не сказывается на качестве, то на связанные с ней потери обращают внимание в последнюю очередь. Тем не менее, неправильно организованная транспортировка на производстве - источник огромного количества проблем: это лишние затраты времени, износ транспортировочных машин, повреждения и порча товара, перерасход электроэнергии и топлива.
Пути улучшения:
- Сокращение лишних перемещений за счет оптимизации технологического процесса, перепланировок, перераспределения обязанностей.
- Сокращение расстояний между крайними точками пути перемещения
3. Потери ожидания
Если деталь, сырье или полуфабрикат подолгу лежит, ожидая начала обработки, то это говорит о том, что технологически процесс спланирован неграмотно. Планируя процесс, необходимо учитывать огромное количество факторов, анализ и правильный учет которых дадут такую схему производства, при которой время ожидания перед обработкой будет сведено к минимуму.
Пути улучшения:
- Устранение узких мест - "бутылочных горлышек" в производственной линии или процессе
- Гибкое планирование и гибкий график работников
- Остановка производства при отсутствии заказов
4. Потери из-за излишних запасов
Часто приходится видеть нерадивых производственников, закупающих сырье впрок. Однако, кроме преимущества, заключающегося в привлекательной цене при покупке больших партий, есть очевидные минусы. Иметь излишние запасы сырья - значит затрачивать ресурсы на хранение, исключать из оборота деньги, затраченные на их покупку и подвергать запасы риску утратить свои свойства и срок годности.
Пути улучшения:
- Налаживание поставок точно вовремя
5. Потери из-за дефектов
Погоня за производительностью и выполнением плана во что бы то ни стало влечет за собой выпуск продукции с большим процентом брака. Это значит, что будут потери на отбраковку, устранение дефектов или утилизацию.Пути улучшения:
- Исключение дефектов путем пересмотра самого производственного процесса, исключив сами возможности появления дефектов
- Правильная мотивация сотрудников
- Исключение непреднамеренных ошибок операторов
6. Потери излишней обработки
Качество может быть как недостаточным, так и излишним. Если обрабатывать, к примеру, транспортировочную заглушку для фланца как высокоточную, ответственную деталь, то стоимость этой заглушки будет запредельной, а ее высокое качество - никому не нужным. Поэтому важно научится находить необходимую меру качества - ровно столько, сколько за нее готов заплатить потребитель.Пути улучшения:
- Аутсорсинг (вывод некоторых операций за пределы предприятия)
- Использование сырья, не требующего обработки
7. Потери на лишние движения.
При организации работы на рабочем месте необходимо исключить лишние перемещения и движения работников, направленные на устранение неорганизованности производственного процесса.Пути улучшения:
- Инструмент необходимо заранее подготовить к работе
- Заготовки и сырье содержать в полном порядке
- Оборудование должно быть исправным и не требовать дополнительных регулировок.
- Пересмотр стандартов и регламентов выполнения работ
- Улучшение трудовой дисциплины
- Обучение персонала правильным методам работы
Кроме этих 7 видов потерь, есть еще два вида потерь, не столь явных, но на самом деле очень важных и относящихся на 100% к ошибкам высшего управления. Без устранения этих потерь невозможно или неэффективно перейти к устранению первых семи. Вот они:
8. Потери из-за недостаточной мотивации работников.
Движущая сила бережливого производства - вовлеченные в процесс непрерывных улучшений и преобразований работники. Если не использованы все возможности для мотивации работника, и последний не вовлечен в процесс, то бережливое производство будет неизбежно буксовать.
9. Недостаточное участие руководства компании в процессе преобразований и улучшений.
При отсутствии активного участия руководства во внедрении бережливого производства последнее обречено на постепенное угасание. Только полное вовлечение и активное лидерство руководителя даст необходимую мотивацию подчиненным во внедрении улучшений, ибо ничто не демотивирует так сильно, как пассивность руководства.