Автомобильная отрасль Российской империи
Несмотря на то, что список автопроизводителей Российской империи достаточно внушительный, к 1914 году в Российской Империи числилось не более 15 000 машин. Причем добрая половина из них была военными. Лидер списка, рижский "Руссо-Балт" за все годы своего существования произвел не более 600 автомобилей. Мощности остальных же не превышали десятков едениц в год.
Попытка качественно изменить состояние дел в автомобильной промышленности была предпринята в 1916 году, когда стартовала государственная программа поддержки строительства шести крупных автопредприятий. Но события 1917 года отбросили автомобилизацию России далеко назад. Тем не менее, на базе заложенных в 1916 автогигантов сейчас существуют и успешно выпускают продукцию уже перепрофилированные (кроме московского ЗИЛа) гиганты индустрии.
Итак, вот список предприятий, которые предпринимали попытки серийного выпуска автомобилей или только предназначались для этого, на момент переворота 1917 года находясь в стадии постройки:
АМО. Москва. 1916-1919
Бромлей. Москва. 1901-1917
Дукс, (Dux). Москва. 1901-1910
Желтухов и Прейс. Москва. 1912
Ильин, (Russo-Buire). Москва. 1904, 1909-1912
Густав Лист. Москва. 1907-1910
Лундберг-Васильев. Москва. 1902
ММЕ. Москва. 1914
Филиппов. Москва. 1913
Юшков. 1903-1907. Москва. 1915
"Руссо Балт" в Филях, Москва, 1916
Завод Челышева. Мытищи. 1915-1917
КЗВС, (Becos). Мытищи. 1917
Лебедь, (Лебедев). Ярославль. 1917
Русский Рено, (Renault Russe). Рыбинск. 1916
Булаков. С. Петербург. 1898
Ижорский. Петроград. 1914-1918
Кузьмин. С. Петербург. 1900
Лесснер, (Daimler-Lessner). С. Петербург. 1904-1909
Лидтке, (Унион, Richard-Union). С. Петербург. 1901-1902
Лукас, (Lucas). Петроград. 1916-1917
Материкин, (Самокат). С. Петербург. 1909-1910
Нобель, (Русский Дизель). С. Петербург. 1910
Парвиайнен. С. Петербург. 1911
Победа. С. Петербург. 1902-1905
Политехник. С. Петербург. 1903-1905
Пузанов. С. Петербург. 1901
Русский автомобильный завод И.П. Пузырев (РАЗИПП). С. Петербург. 1912-1914
Путилов. Петроград. 1917-1919
Романов, (Романов и Фрезе). С. Петербург. 1899-1901
РУПО, (Ольденбургский). С. Петербург. 1902
Сила и Свет. С. Петербург. 1885
Скавронский. С. Петербург. 1903
Русско-Балтийский, (Русско-Балт, Руссо-Балт, Russo-Baltique). Рига, Петроград. 1909-1918
Свердлов. С. Петербург. 1911
Скания-Вабис, (Автогруз, Scania-Vabis). С. Петербург. 1914-1916
Старлей-Психо. С. Перербург. 1898-1901
Тихонов. С. Петербург. 1910
Феникс. С. Петербург. 1914
Фрезе. С. Петербург. 1896-1907
Шукерт, (Schuckert). С. Петербург. 1903-1907
Яковлев, (Яковлев и Фрезе, Яковлев и Лидтке). С. Петербург. 1896-1898, 1902
Яковлев, (Яковлев П. Д.) С. Петербург. 1907-1910
Кулак. Смоленск. 1910
Боков. Таганрoг. 1910
Орел. Орел. 1909-1910
Семевский и Гох. Орел. 1909
Аксай. Нахичевань. 1903-1904, 1917
Интернационал, (International). Варшава. 1903-1904
Кейс, (Case). Одесса. 1912
Стасюлевич. Одесса. 1909
Лейтнер, (Россия, Leutner, Russia). Рига. 1901-1907, 1909
Фейтельберг, (Feitelberg). Рига. 1904-1909
Линдстрём, (Lindström, Korvensuu). Гельсингфорс. 1913
ОСШ, (МОСШ). Ораниенбаум. 1915-1916
Петунин. Верхняя Тура. 1914
САУ. Саратов. 1903
Чепурин. Благовещенск. 1914
А вот список производителей мотоциклов:
Виркау, Москва 1908-1914
Дукс, (Dux-Moto-Reve), 1909-1917
Глоор, Москва 1912-1914
Лундберг-Васильев, Москва 1899-1901
Петрес, Москва 1898-1901
Фортуна, Москва 1908-1915
Абрикосов, С. Петербург 1897-1899
Булаков, С. Перербург 1899-1900
Зельтен, С. Петербург 1909-1914
Лейтнер, Россия (Leutner, Russia) 1986-1915
Лир и Россбаум, С. Петербург 1898-1907
Налетов, С. Петербург 1895-1896
Победа, С. Петербург 1901-1911
Старлей-Психо, С. Петербург 1898-1901
Фрейденберг, С. Петербург 1903-1905
Чесноков, С. Петербург 1906-1909
Щербан, С. Петербург 1911-1915
Балтика, Рига 1902-1904
Балтия, Рига 1913-1915
Вакарецы, (Wakarecy), Варшава 1903-1904
Барен, (Waren, Avant-tren), Варшава 1903-1905
Ясеньский, (Jasenski), Варшава 1903-1905
Решетников, Алатырь 1906-1909
Шюман, Ревель, 1895-1897
Использованы материалы отсюда.
Попытка качественно изменить состояние дел в автомобильной промышленности была предпринята в 1916 году, когда стартовала государственная программа поддержки строительства шести крупных автопредприятий. Но события 1917 года отбросили автомобилизацию России далеко назад. Тем не менее, на базе заложенных в 1916 автогигантов сейчас существуют и успешно выпускают продукцию уже перепрофилированные (кроме московского ЗИЛа) гиганты индустрии.
Итак, вот список предприятий, которые предпринимали попытки серийного выпуска автомобилей или только предназначались для этого, на момент переворота 1917 года находясь в стадии постройки:
АМО. Москва. 1916-1919
Бромлей. Москва. 1901-1917
Дукс, (Dux). Москва. 1901-1910
Желтухов и Прейс. Москва. 1912
Ильин, (Russo-Buire). Москва. 1904, 1909-1912
Густав Лист. Москва. 1907-1910
Лундберг-Васильев. Москва. 1902
ММЕ. Москва. 1914
Филиппов. Москва. 1913
Юшков. 1903-1907. Москва. 1915
"Руссо Балт" в Филях, Москва, 1916
Завод Челышева. Мытищи. 1915-1917
КЗВС, (Becos). Мытищи. 1917
Лебедь, (Лебедев). Ярославль. 1917
Русский Рено, (Renault Russe). Рыбинск. 1916
Булаков. С. Петербург. 1898
Ижорский. Петроград. 1914-1918
Кузьмин. С. Петербург. 1900
Лесснер, (Daimler-Lessner). С. Петербург. 1904-1909
Лидтке, (Унион, Richard-Union). С. Петербург. 1901-1902
Лукас, (Lucas). Петроград. 1916-1917
Материкин, (Самокат). С. Петербург. 1909-1910
Нобель, (Русский Дизель). С. Петербург. 1910
Парвиайнен. С. Петербург. 1911
Победа. С. Петербург. 1902-1905
Политехник. С. Петербург. 1903-1905
Пузанов. С. Петербург. 1901
Русский автомобильный завод И.П. Пузырев (РАЗИПП). С. Петербург. 1912-1914
Путилов. Петроград. 1917-1919
Романов, (Романов и Фрезе). С. Петербург. 1899-1901
РУПО, (Ольденбургский). С. Петербург. 1902
Сила и Свет. С. Петербург. 1885
Скавронский. С. Петербург. 1903
Русско-Балтийский, (Русско-Балт, Руссо-Балт, Russo-Baltique). Рига, Петроград. 1909-1918
Свердлов. С. Петербург. 1911
Скания-Вабис, (Автогруз, Scania-Vabis). С. Петербург. 1914-1916
Старлей-Психо. С. Перербург. 1898-1901
Тихонов. С. Петербург. 1910
Феникс. С. Петербург. 1914
Фрезе. С. Петербург. 1896-1907
Шукерт, (Schuckert). С. Петербург. 1903-1907
Яковлев, (Яковлев и Фрезе, Яковлев и Лидтке). С. Петербург. 1896-1898, 1902
Яковлев, (Яковлев П. Д.) С. Петербург. 1907-1910
Кулак. Смоленск. 1910
Боков. Таганрoг. 1910
Орел. Орел. 1909-1910
Семевский и Гох. Орел. 1909
Аксай. Нахичевань. 1903-1904, 1917
Интернационал, (International). Варшава. 1903-1904
Кейс, (Case). Одесса. 1912
Стасюлевич. Одесса. 1909
Лейтнер, (Россия, Leutner, Russia). Рига. 1901-1907, 1909
Фейтельберг, (Feitelberg). Рига. 1904-1909
Линдстрём, (Lindström, Korvensuu). Гельсингфорс. 1913
ОСШ, (МОСШ). Ораниенбаум. 1915-1916
Петунин. Верхняя Тура. 1914
САУ. Саратов. 1903
Чепурин. Благовещенск. 1914
А вот список производителей мотоциклов:
Виркау, Москва 1908-1914
Дукс, (Dux-Moto-Reve), 1909-1917
Глоор, Москва 1912-1914
Лундберг-Васильев, Москва 1899-1901
Петрес, Москва 1898-1901
Фортуна, Москва 1908-1915
Абрикосов, С. Петербург 1897-1899
Булаков, С. Перербург 1899-1900
Зельтен, С. Петербург 1909-1914
Лейтнер, Россия (Leutner, Russia) 1986-1915
Лир и Россбаум, С. Петербург 1898-1907
Налетов, С. Петербург 1895-1896
Победа, С. Петербург 1901-1911
Старлей-Психо, С. Петербург 1898-1901
Фрейденберг, С. Петербург 1903-1905
Чесноков, С. Петербург 1906-1909
Щербан, С. Петербург 1911-1915
Балтика, Рига 1902-1904
Балтия, Рига 1913-1915
Вакарецы, (Wakarecy), Варшава 1903-1904
Барен, (Waren, Avant-tren), Варшава 1903-1905
Ясеньский, (Jasenski), Варшава 1903-1905
Решетников, Алатырь 1906-1909
Шюман, Ревель, 1895-1897
Использованы материалы отсюда.