Заводы Империи - автомобильный завод "Руссо-Балт" (Москва,Фили).
Считается, что завод "Руссо-Балт" в Филях - это автомобильное
подразделение «Русско-Балтийского вагонного завода», вывезенного в 1915
году ввиду угрозы скорого захвата Риги немцами.
Итак, несмотря на то, что вывоз оборудования из Риги проходил с июля по сентябрь 1915, только в апреле 1916 года, по всей видимости исключительно благодаря государственной программе развития автопрома 1916 года, на свежекупленном собственниками участке в подмосковных Филях начинается строительство автомобильного завода "Руссо-Балт". Параллельно, в Москве, в рамках вышеупомянутой программы развития, начали строится и расширяться еще два предприятия: АМО (ныне - ЗИЛ) и КЗВС (Ныне на его месте РКК "Энергия" им. Королева).
По плану, дата пуска в эксплуатацию завода в Филях была намечена на июль 1917 года, то есть на постройку здания и монтажные и пуско-наладочные работы закладывался год с лишним. По сравнению с темпами эвакуации и монтажа оборудования в годы Второй мировой войны, где между демонтажом оборудования и его пуском на новом месте проходили считанные недели, год - срок огромный. Это говорит о том, что, несмотря на ведущиеся боевые действия и нехватку автомобилей на фронте, положение армии было отнюдь не катастрофическим и даже позволяло неспешно и основательно строить автозаводы.
После разработки и утверждения проекта строительства группа инженеров-разработчиков была откомандирована в Америку, где начались консультации по покупке новейших технологий американского автостроения и более чем 500 современных станков.
Строительство велось на совесть и с размахом. Размеры завода поражали приглашенных для консультаций американцев. Удивляться было чему - большие, производственные корпуса, своя электростанция, новейшие станки, жилой посёлок для рабочих.
К концу 1916 года должен был почти полностью готов под установку оборудования один корпус. Но Февральская, а затем и Октябрьская революция внесла свои коррективы и строительство завода возобновилось только в 1918 году. Все эти годы вплоть строительством предприятия руководил Кульчицкий Гавриил Васильевич.
О нем крайне мало информации, но косвенные сведения подтверждают его высокую квалификацию и профессионализм. В непростые годы разрухи и голода он сохранил предприятие и даже запустил в работу некоторые производственные участки. В феврале 1919 года предприятие было национализировано, а уже в мае Кульчицкого сняли с поста директора строительства.
Неизвестно, кто руководил предприятием весь 19-й год, есть сведения что 17 февраля 1919 года этот завод, как и другие автопредприятия России были объединены в один трест, который занимался только ремонтом автомобилей.
Следующий известный нам руководитель появляется в 20-м году, - некто Оленчук Иван. Бывший начальник бронепоезда.
Несколько колоритная внешность для директора завода, но в лихие 20-е, видимо, - то что надо. Надо сказать, что к 1921-му году завод считался одним из самых оснащенных в России. К августу этого года в его цехах было 196 (из 596 запланированных в 1916-м) работающих станков. Кроме этого, действовала кузница, термическое отделение и инструментальный цех. К заводу вела пятикилометровая железнодорожная ветка, пущен в ход локомобиль с динамомашиной, которая давала электроэнергию в цеха. Чья это заслуга - Оленчука, Кульчицкого или кого-то еще - не сообщается. В том же 21-м было принято решене на уровне правительства о расформировании авторемонтного треста и перепрофилировании заводов на выпуск автомобилей. Поэтому в октябре 1922 года завод выпустил свои первые (и последние) 5 легковых машин "Промбронь", тут же подаренные членам правительства. Говорят, одна из машин верно служила Калинину до самой войны.
На этом автомобильная история завода, с 21-го года именовавшимся 1-м бронетанково-автомобильным заводом, благополучно закончилась, и началась другая - авиационная: в начале 1923 года завод отдали немцам - фирме "Юнкерс" под выпуск цельнометаллических самолетов. Колоритный бронетанковый Оленчук уходит в 1924-м, и на 3 года завод полностью отдан в распоряжение немцев - следующий русский директор - Малахов - появляется только в 1927-м, после разрыва концессии с "Юнкерсами".
После этого начинается уже совсем другая история - дитя николаевской индустриализации 16-го года вступает в новую индустриальную эпоху - близится первая пятилетка, а с ней и сталинская индустриализация, где завод получит новое имя и новые задачи.
Руссо-Балт С24-40
Уже к сентябрю 1915 года
все оборудование и материалы из Риги были спешно отправлены в тыл.
Большая часть оборудования попала в Петербург, где у завода было свое
авиационное подразделение. С началом эвакуации принято решение разнести
специализацию на разные производства в разные города. Теперь предприятия
- потомки "Руссо-Балта" получают свой специальный профиль: в Москве,
таким образом, появляется "Второй автомобильный завод Руссо-Балт", в
Твери - предок нынешнего "Калининского вагоностроительного завода", в
Питере - авиастроительное подразделение "Руссо-Балт", которое ныне
делает широкоизвестные комплексы С-200 и С-300, а в Ростове-на-Дону -
предок нынешнего "Ростсельмаша", специализацией которого и сейчас является выпуск сельскохозяйственных машин.Итак, несмотря на то, что вывоз оборудования из Риги проходил с июля по сентябрь 1915, только в апреле 1916 года, по всей видимости исключительно благодаря государственной программе развития автопрома 1916 года, на свежекупленном собственниками участке в подмосковных Филях начинается строительство автомобильного завода "Руссо-Балт". Параллельно, в Москве, в рамках вышеупомянутой программы развития, начали строится и расширяться еще два предприятия: АМО (ныне - ЗИЛ) и КЗВС (Ныне на его месте РКК "Энергия" им. Королева).
По плану, дата пуска в эксплуатацию завода в Филях была намечена на июль 1917 года, то есть на постройку здания и монтажные и пуско-наладочные работы закладывался год с лишним. По сравнению с темпами эвакуации и монтажа оборудования в годы Второй мировой войны, где между демонтажом оборудования и его пуском на новом месте проходили считанные недели, год - срок огромный. Это говорит о том, что, несмотря на ведущиеся боевые действия и нехватку автомобилей на фронте, положение армии было отнюдь не катастрофическим и даже позволяло неспешно и основательно строить автозаводы.
Фили, 1916
После разработки и утверждения проекта строительства группа инженеров-разработчиков была откомандирована в Америку, где начались консультации по покупке новейших технологий американского автостроения и более чем 500 современных станков.
Свежесмонтированные станки в новеньких цехах Руссо-Балта
Строительство велось на совесть и с размахом. Размеры завода поражали приглашенных для консультаций американцев. Удивляться было чему - большие, производственные корпуса, своя электростанция, новейшие станки, жилой посёлок для рабочих.
К концу 1916 года должен был почти полностью готов под установку оборудования один корпус. Но Февральская, а затем и Октябрьская революция внесла свои коррективы и строительство завода возобновилось только в 1918 году. Все эти годы вплоть строительством предприятия руководил Кульчицкий Гавриил Васильевич.
О нем крайне мало информации, но косвенные сведения подтверждают его высокую квалификацию и профессионализм. В непростые годы разрухи и голода он сохранил предприятие и даже запустил в работу некоторые производственные участки. В феврале 1919 года предприятие было национализировано, а уже в мае Кульчицкого сняли с поста директора строительства.
Неизвестно, кто руководил предприятием весь 19-й год, есть сведения что 17 февраля 1919 года этот завод, как и другие автопредприятия России были объединены в один трест, который занимался только ремонтом автомобилей.
Следующий известный нам руководитель появляется в 20-м году, - некто Оленчук Иван. Бывший начальник бронепоезда.
Несколько колоритная внешность для директора завода, но в лихие 20-е, видимо, - то что надо. Надо сказать, что к 1921-му году завод считался одним из самых оснащенных в России. К августу этого года в его цехах было 196 (из 596 запланированных в 1916-м) работающих станков. Кроме этого, действовала кузница, термическое отделение и инструментальный цех. К заводу вела пятикилометровая железнодорожная ветка, пущен в ход локомобиль с динамомашиной, которая давала электроэнергию в цеха. Чья это заслуга - Оленчука, Кульчицкого или кого-то еще - не сообщается. В том же 21-м было принято решене на уровне правительства о расформировании авторемонтного треста и перепрофилировании заводов на выпуск автомобилей. Поэтому в октябре 1922 года завод выпустил свои первые (и последние) 5 легковых машин "Промбронь", тут же подаренные членам правительства. Говорят, одна из машин верно служила Калинину до самой войны.
"Промбронь-С24/45" на Красной площади
На этом автомобильная история завода, с 21-го года именовавшимся 1-м бронетанково-автомобильным заводом, благополучно закончилась, и началась другая - авиационная: в начале 1923 года завод отдали немцам - фирме "Юнкерс" под выпуск цельнометаллических самолетов. Колоритный бронетанковый Оленчук уходит в 1924-м, и на 3 года завод полностью отдан в распоряжение немцев - следующий русский директор - Малахов - появляется только в 1927-м, после разрыва концессии с "Юнкерсами".
После этого начинается уже совсем другая история - дитя николаевской индустриализации 16-го года вступает в новую индустриальную эпоху - близится первая пятилетка, а с ней и сталинская индустриализация, где завод получит новое имя и новые задачи.