Т-34 и немцы
Т-34 в начале войны повергал немцев в шок. Толстая броня, удачная форма корпуса, мощное 76-мм орудие – в этом танке практически не было слабых мест. Сопоставимого по мощи оружия, способного противостоять этому танку, у немецкой армии практически не было.
Как доказательство несокрушимости нашего Т-34 (считавшегося по немецкой классификации тяжелым), весьма показателен следующий документ-памятка по борьбе с советскими танками (в переводе на русский):
Основным немецким противотанковым орудием - 37-мм пушкой – можно было при
удачном попадании в лоб лишь расклинить погон и затруднить поворот башни. Единственным
спасением для немцев стала 88-мм зенитная пушка, способная эффективно пробивать
лобовую броню Т-34.
Что же представлял из себя Т-34 к середине войны, к 1943-му году?
Немецкий пресс "Шлеман", как основное стратегическое обрудование СССР
Ветеран 63-й гвардейской танковой бригады Уральского добровольческого
танкового корпуса Н. Я. Железнов:
«...Пользуясь тем, что у нас 76-мм пушки, которые в лоб могут взять их броню только с 500 метров, они стояли на открытом месте. А попробуй подойди? Он тебя сожжет за 1200– 1500 метров! Наглые были. По существу пока 85-мм пушки не было, мы, как зайцы, от «Тигров» бегали и искали возможность как бы так вывернуться и ему в борт влепить. Тяжело было. Если ты видишь, что на расстоянии 800–1000 метров стоит «Тигр» и начинает тебя «крестить», то пока водит стволом горизонтально, ты еще можешь сидеть в танке. Как только начал водить вертикально – лучше выпрыгивай. Сгоришь! Со мной такого не было, а вот ребята выпрыгивали. Ну а когда появился Т-34-85, тут уже можно было выходить один на один... "
Командир тридцатьчетверки Е. Носков:
"Из своей 88-мм пушки он, «Тигр», болванкой, то есть бронебойным снарядом с дистанции две тысячи метров прошивал нашу тридцатьчетверку насквозь. А мы из 76-мм пушки могли поразить этого толстобронированного зверя лишь с дистанции пятьсот метров и ближе новым подкалиберным снарядом…»
Командир танковой роты 10-го танкового корпуса П. И. Громцев:
«Сначала стреляли по «Тиграм» метров с 700. Видишь – попадаешь, искры бронебойные высекают, а он идет хоть бы что и один за другим расстреливает наши танки. Благоприятствовала лишь сильная июльская жара – «Тигры» то там, то здесь загорались. Оказалось потом, что нередко вспыхивали бензиновые пары, скапливающиеся в моторном отделении танка. Напрямую удавалось подбить «Тигр» или «Пантеру» лишь метров с 300 и то только в борт. Много тогда наших танков сгорело, однако наша бригада все же потеснила немцев километра на два. Но мы были на пределе, больше такого боя не выдержать».
Как можно судить по вышеприведенным свидетельствам, положение тридцатьчетверки, самого массового советского танка ВОВ, было аховым. Т-34-85, хоть и поправил ситуацию с орудием, но не решил проблему слабой брони - она так и осталась 45-миллиметровой.
По иронии судьбы, передовые формы танка Т-34 получали свое
очертания на мощном гидравлическом прессе германского производства,
поставленном в СССР незадолго до начала войны. Установлен пресс был на Мариупольском заводе имени Ильича.
Этот уникальный пятнадцатитысячетонный пресс германской фирмы "Шлеман" был одним из немногих в Европе. Вот как описывают его современники (6):
Целым событием была эвакуация пресса в на Урал. Для перевозки по железной дороге пришлось усиливать платформы установкой дополнительной, третьей тележки. Но, несмотря на трудности, 8 октября 1941 года эвакуация была закончена, и пресс отправился на Уралвагонзавод, где и после войны трудился на благо партии и Советского Союза.
Броневые элементы для танка Т-34, а затем и полностью танк выпускали и на Уралмаше. С октября 1941 по март 1942-й здесь делали раскрой корпусов, поставляемый в "Красное Сормово" и Нижний Тагил. С апреля 1942-го - начата полная сборка корпусов и башен для завода №183. А в июле 1942-го Уралмаш получает приказ на освоение уже полного цикла производства Т-34 из-за остановки завода №264. Уже к сентябрю было налажено серийное производство. При производстве башен был задействован пресс "Шлеман", правда, как сообщается, не 15-ти тысячный, а 10-ти тысячный.
Ресурс нового дизельного двигателя В-2 в начале войны составлял не более 100 моточасов. Позже, с поставкой по ленд-лизу американского оборудования ситуация все же улучшилась, хотя и не в разы. Но и этого было вполне достаточно: все равно танк столько не жил на поле боя. Как правило, его хватало максимум на 2-3 боя (1).
К лету 1943 года дизель В-2 был доработан, и новая модификация В-2-520 получилась значительно надежнее своего предшественника.
История с этим дизелем вообще очень интересная. Еще в 1932 году определились с техзаданием: нужен был 12-цилиндровый дизель мощностью 400 л.с. при 1700 об./мин.
В мае 1933-го на Харьковском Паровозостроительном начались стендовые испытания опытного образца БД-2 (позже - В2). В конце 1934 года опытный танк, оснащенный этим двигателем, направляется на полигон для испытаний.
Но неудачи только начинались. Двигатель не хотел работать больше 10 часов - появлялись задиры в цилиндрах, трещины в корпусе. Налицо были просчеты конструирования и требовалась серьезная доработка.
В апреле 1937 года москвичи из ЦИАМ (Центрального института авиационного моторостроения) внесли в конструкцию харьковского мотора более 2000 исправлений. Шефство специалистов из авиаинститута говорит о том, что изначально авиационная принадлежность дизеля была основной.
Наконец, в апреле 1938 -го начались государственные испытания В-2. Гарантийный ресурс в 100 моточасов не выдержал ни один мотор. Тем не менее, по результатам испытаний заказали партию из 40 двигателей, видимо, надеясь повысить качество деталей и сборки по мере производства. Специально для линии по производству В-2 было закуплено новейшее американское и немецкое оборудование. Иностранных специалистов на наладку производства не приглашали.
К феврале 1939 года вновь были проведены испытания В-2, в этот раз на танках. Опять ни один из моторов не отработал положенных 100 часов.
И, наконец, только в мае 1939 года В-2 был принят комиссией, хорошо показав себя на танке БТ-7М.
К началу 1940 -го все еще не удавалось наладить выпуск запланированного объема двигателей. Топливную арматуру покупали в Германии у фирмы "Бош", некоторые материалы - в Италии и Швеции. Выпуску дизеля была придана первостепенная важность, было увеличено и без того щедрое финансирование, урезан план выпуска других двигателей и мобилизованы сотни специалистов со смежных предприятий. Только к 1941 году Харьковский завод вышел на запланированную мощность. (3)
Таким образом, двигатель В-2, изначально задумывавшийся для применения в авиации, разрабатывали и запускали в серию с 1932 по 1940-й годы. Низкая надежность и малый ресурс не позволили применить этот дизель на самолетах, в то время как своего рода побочный продукт данной разработки - танковый дизель - весьма удачно нашел свое применение. За это время было расстреляно и посажено несколько директоров заводов, КБ и конструкторов.
Преимущество дизеля перед бензиновым двигателем на войне кажется несомненным, но практика показала, что это преимущество - сомнительно. Танки с дизельным двигателем горели так же часто, как и с бензиновым. Преимущества дизеля в экономичности сводились на нет низкой жизнеспособностью танка на поле боя. Единственное объяснение перевода танкового парка СССР на дизельное топливо - политическое решение руководства страны, каким-то образом учитывающее распределение ресурсов в планируемой наступательной войне на территории Европы.
Применение танков в реальных, не полигонных, условиях показало полную неспособность воздушного фильтра двигателя улавливать песок, из-за чего зеркало цилиндров быстро изнашивалось и расход масла неимоверно увеличивался до 30 л/ч. Этот недостаток подчеркивался и в отчете об американских испытаниях Т-34.
Новая трансмиссия была готова уже к концу 1942-го. Это было очень кстати, т.к. старая коробка передач была чрезвычайно неудобной и ненадежной.
Еще одной особенностью тридцатьчетверок была плохая обзорность. В бою с закупоренными люками танк становился слепым, что часто делало его удобной дезориентированной мишенью даже днем. Лишь в 1943 году у Т-34-85 появилась командирская башенка для кругового обзора.
Итак, в 1941, к началу войны, выпуск Т-34 был вполне налажен и танк представлял из себя, пожалуй, наиболее грозную машину из всех имеющихся танков на вооружении армий всего мира. Сильнее был, разве что, КВ. Но из-за небольшого количества последних и из-за массовости Т-34, именно тридцатьчетверка обусловила перевес СССР в бронетехнике в первые годы войны.
Этот уникальный пятнадцатитысячетонный пресс германской фирмы "Шлеман" был одним из немногих в Европе. Вот как описывают его современники (6):
"О грандиозности этого агрегата говорят некоторые подробности работы... Слитки прочной стали весом в 160 тонн выхватывал из нагревательной печи огромный кран грузоподъемностью в 300 тонн. Один патрон для "схватывания" слитка и цепи у крана весили 100 тонн. Выхватывал и подносил к прессу. Следовало гигантское усилие, обжатие, появлялась некая огнедышащая "лепешка", которая шла затем на стан. До установки этого пресса слитки возили ради этого обжатия, ради предварительной "проковки" в Новокраматорск . До войны пресс монтировали около четырех месяцев! "Его значение для военной промышленности СССР сложно было переоценить: немцы это прекрасно понимали и стремились в Мариуполь во что бы то ни стало. Об этом прессе упоминает и танковый снайпер Отто Кариус в своих мемуарах (2), сетуя на недальновидность германского руководства, позволившего Советам купить такое уникальное оборудование.
Целым событием была эвакуация пресса в на Урал. Для перевозки по железной дороге пришлось усиливать платформы установкой дополнительной, третьей тележки. Но, несмотря на трудности, 8 октября 1941 года эвакуация была закончена, и пресс отправился на Уралвагонзавод, где и после войны трудился на благо партии и Советского Союза.
Броневые элементы для танка Т-34, а затем и полностью танк выпускали и на Уралмаше. С октября 1941 по март 1942-й здесь делали раскрой корпусов, поставляемый в "Красное Сормово" и Нижний Тагил. С апреля 1942-го - начата полная сборка корпусов и башен для завода №183. А в июле 1942-го Уралмаш получает приказ на освоение уже полного цикла производства Т-34 из-за остановки завода №264. Уже к сентябрю было налажено серийное производство. При производстве башен был задействован пресс "Шлеман", правда, как сообщается, не 15-ти тысячный, а 10-ти тысячный.
Тот ли это был "Шлеман", который вывезли из Мариуполя, или другой, непонятно. Может и тот же, ведь при спешном демонтаже, перевозке по военным дорогам под бомбежкой и при монтаже легко могла потеряться мощность.
Дизель для Т-34
К лету 1943 года дизель В-2 был доработан, и новая модификация В-2-520 получилась значительно надежнее своего предшественника.
История с этим дизелем вообще очень интересная. Еще в 1932 году определились с техзаданием: нужен был 12-цилиндровый дизель мощностью 400 л.с. при 1700 об./мин.
В мае 1933-го на Харьковском Паровозостроительном начались стендовые испытания опытного образца БД-2 (позже - В2). В конце 1934 года опытный танк, оснащенный этим двигателем, направляется на полигон для испытаний.
Но неудачи только начинались. Двигатель не хотел работать больше 10 часов - появлялись задиры в цилиндрах, трещины в корпусе. Налицо были просчеты конструирования и требовалась серьезная доработка.
В апреле 1937 года москвичи из ЦИАМ (Центрального института авиационного моторостроения) внесли в конструкцию харьковского мотора более 2000 исправлений. Шефство специалистов из авиаинститута говорит о том, что изначально авиационная принадлежность дизеля была основной.
Наконец, в апреле 1938 -го начались государственные испытания В-2. Гарантийный ресурс в 100 моточасов не выдержал ни один мотор. Тем не менее, по результатам испытаний заказали партию из 40 двигателей, видимо, надеясь повысить качество деталей и сборки по мере производства. Специально для линии по производству В-2 было закуплено новейшее американское и немецкое оборудование. Иностранных специалистов на наладку производства не приглашали.
К феврале 1939 года вновь были проведены испытания В-2, в этот раз на танках. Опять ни один из моторов не отработал положенных 100 часов.
И, наконец, только в мае 1939 года В-2 был принят комиссией, хорошо показав себя на танке БТ-7М.
К началу 1940 -го все еще не удавалось наладить выпуск запланированного объема двигателей. Топливную арматуру покупали в Германии у фирмы "Бош", некоторые материалы - в Италии и Швеции. Выпуску дизеля была придана первостепенная важность, было увеличено и без того щедрое финансирование, урезан план выпуска других двигателей и мобилизованы сотни специалистов со смежных предприятий. Только к 1941 году Харьковский завод вышел на запланированную мощность. (3)
Таким образом, двигатель В-2, изначально задумывавшийся для применения в авиации, разрабатывали и запускали в серию с 1932 по 1940-й годы. Низкая надежность и малый ресурс не позволили применить этот дизель на самолетах, в то время как своего рода побочный продукт данной разработки - танковый дизель - весьма удачно нашел свое применение. За это время было расстреляно и посажено несколько директоров заводов, КБ и конструкторов.
Преимущество дизеля перед бензиновым двигателем на войне кажется несомненным, но практика показала, что это преимущество - сомнительно. Танки с дизельным двигателем горели так же часто, как и с бензиновым. Преимущества дизеля в экономичности сводились на нет низкой жизнеспособностью танка на поле боя. Единственное объяснение перевода танкового парка СССР на дизельное топливо - политическое решение руководства страны, каким-то образом учитывающее распределение ресурсов в планируемой наступательной войне на территории Европы.
Недостатки Т-34
Применение танков в реальных, не полигонных, условиях показало полную неспособность воздушного фильтра двигателя улавливать песок, из-за чего зеркало цилиндров быстро изнашивалось и расход масла неимоверно увеличивался до 30 л/ч. Этот недостаток подчеркивался и в отчете об американских испытаниях Т-34.
Новая трансмиссия была готова уже к концу 1942-го. Это было очень кстати, т.к. старая коробка передач была чрезвычайно неудобной и ненадежной.
Еще одной особенностью тридцатьчетверок была плохая обзорность. В бою с закупоренными люками танк становился слепым, что часто делало его удобной дезориентированной мишенью даже днем. Лишь в 1943 году у Т-34-85 появилась командирская башенка для кругового обзора.
Итак, в 1941, к началу войны, выпуск Т-34 был вполне налажен и танк представлял из себя, пожалуй, наиболее грозную машину из всех имеющихся танков на вооружении армий всего мира. Сильнее был, разве что, КВ. Но из-за небольшого количества последних и из-за массовости Т-34, именно тридцатьчетверка обусловила перевес СССР в бронетехнике в первые годы войны.
Немецкие танки
Немецкие танки в 41-м представляли из себя устаревшие машины
с тонкой броней и слабым вооружением. В большом количестве использовались также
чешские трофейные танки, тоже не отличавшиеся защищенностью. Наши противотанковые
ружья легко взламывали немецкую и чешскую броню.
Самым легким из немецких танков был Т-I с пулеметным вооружением, «спортивный
автомобиль Круппа», как его прозвали в войсках. В России его даже не
использовали.
Следующим танком был Т-II, легкий танк с 20-мм пушкой, пригодный разве что для разведки.
Т-III с массой 20 тонн, 5 человеками экипажа и 50-мм пушкой считался средним танком и по силе примерно был равен чешским 38t. Чехов не любили за броню низкого качества и за то, что командир танка являлся по совместительству еще и стрелком.
Несмотря на сравнительно небольшую массу в 28 тонн, танк Т-IV считался тяжелым танком.
До конца 1942 года он оснащался короткоствольной 75-мм пушкой и имел экипаж в 5
человек.
Только к 1943-му немцы смогли перевооружить свои мехкорпуса. Да так, что преимущество новой немецкой техники стало неоспоримым. T-VI, «убийца тридцатьчетверок», 60-ти тонный «Тигр» с 88-мм пушкой, полуавтоматической трансмиссией и 700-сильным двигателем был с лета 1943 года настоящей головной болью для Советской армии. 88-мм пушка была фактически той самой зениткой, правда уже улучшенной конструкции, которая так хорошо показала свою эффективность против Т-34 в самом начале русской кампании. Немецкий "Тигр" был практически неуязвим для нашей противотанковой артиллерии на обычном расстоянии ведения боя - 600 - 1000 метров. Он же своим 88-мм бывшим когда-то зенитным орудием щелкал Т-34 как орешки. Доходили до того, что обвешивали Т-34 бетонной броней от снарядов "Тигра". Тяжелого танка, на тот момент способного на равных противостоять "Тигру" не было. Только появившийся позже "Иосиф Сталин" по мощи был равен "Тигру".
Первые модернизированные танки Т-IV с 75-мм длинноствольным орудием и усиленной 82-мм лобовой броней стали поступать в немецкие части только через год после начала войны.
Только к 1943-му немцы смогли перевооружить свои мехкорпуса. Да так, что преимущество новой немецкой техники стало неоспоримым. T-VI, «убийца тридцатьчетверок», 60-ти тонный «Тигр» с 88-мм пушкой, полуавтоматической трансмиссией и 700-сильным двигателем был с лета 1943 года настоящей головной болью для Советской армии. 88-мм пушка была фактически той самой зениткой, правда уже улучшенной конструкции, которая так хорошо показала свою эффективность против Т-34 в самом начале русской кампании. Немецкий "Тигр" был практически неуязвим для нашей противотанковой артиллерии на обычном расстоянии ведения боя - 600 - 1000 метров. Он же своим 88-мм бывшим когда-то зенитным орудием щелкал Т-34 как орешки. Доходили до того, что обвешивали Т-34 бетонной броней от снарядов "Тигра". Тяжелого танка, на тот момент способного на равных противостоять "Тигру" не было. Только появившийся позже "Иосиф Сталин" по мощи был равен "Тигру".
Первые модернизированные танки Т-IV с 75-мм длинноствольным орудием и усиленной 82-мм лобовой броней стали поступать в немецкие части только через год после начала войны.
«Пантера», или Т-V, появившаяся в середине войны, уже весила 42 тонны и имела отличную сверхдлинноствольную
75-мм пушку и кучу новшеств, значительно упрощающих и повышающих эффективность
ведения боя. Ни один из наших снарядов, даже 122-мм, не пробивал лобовую броню "Пантеры", имевшую такой же, как и у Т-34 рациональный наклон и вдвое превосходящую последнюю по толщине.
Свидетельства участников танковых боев о "Тиграх" и Т-34
Источники:
1. Михаил Свирин. " 2.Отто Кариус. .
3. Владимир Спасибо. " 4. Евгений Зубов.
5.О Малышеве
6. В. Чалмаев.
7. М. Барятинский. Т-34: битва заводов