#119. Американцы в Германии: автомобильная продукция Ford Werke AG с 1925 по 1945
Форд - единственный американец, который упоминается в книге Гитлера "Майн Кампф". Американский изобретатель конвейера давно вызывал восхищение Гитлера своими методами организации производства и управления компанией. Поговаривали, что в мюнхенском офисе Гитлера висел портрет Генри Форда. О самом Форде Хайм Ч. в книге "Торговля с врагом" пишет: «На процессе над Гитлером в 1924 году Эрхард Ауэр из ландтага Баварии свидетельствовал, что Форд оказывал Гитлеру финансовую поддержку». Чуть далее в книге приводится еще одно свидетельство близкой связи Форда и Гитлера: «Гитлер гордился дружбой с Г. Фордом, фамильярно называл его Генрихом и не раз говорил о том, что тот оказывает финансовую поддержку его движению»
Недаром, начиная с 20-х годов и вплоть до Второй Мировой войны Форд в своих выступлениях и публикациях высказывал крайние антисемитские взгляды.
В 1938 году Форд на свое 75-летие был награжден высшей наградой Германии для иностранцев - орденом Большого Германского Орла. Он был первым американцем, удостоенным этой высшей награды, учрежденной Гитлером годом ранее. Первым награжденным этим орденом был Муссолини.
Для военных Форд выпускает армейский вездеход V8-G48 Kübelwagen. Точное количество выпущенных машин неизвестно. Выпускались до 1937 года.
Адольф Гитлер и Генри Форд
Недаром, начиная с 20-х годов и вплоть до Второй Мировой войны Форд в своих выступлениях и публикациях высказывал крайние антисемитские взгляды.
Антисемитская статья Генри Форда "Международный жид" в собственной газете "Dearborn Idependent"
Награждение Орденом Германского Орла проходило в Америке представителями немецкого консульства Кливленда и Детройта.
В начале двухтысячных были инициированы иски жертв принудительного труда во время Второй Мировой немецкому подразделению Форд. Американская компания "Форд" хладнокровно отказала истцам, а в ответ на выброс компрометирующей информации провела собственное расследование, которое "убедительно доказало", что в период войны Форд не имел влияния на свои филиалы в Германии. Тем не менее известно, что управляющий немецким филиалом Форда во время войны был тот же человек, что и раньше, в мирное время.
Таким образом, было фактически официально засвидетельствовано, что рабский труд действительно использовался. Компания Форд даже перевела 13 миллионов долларов в фонд компенсаций жертвам принудительного труда в период Второй Мировой и 4 миллиона - на дальнейшие исследования о принудительном труде во время Второй Мировой.
Также надо отметить, что, несмотря на сильные бомбардировки города Кельн предприятие Форда осталось практически невредимым. Уже в мае 1945 года оно стало выпускать продукцию, на этот раз для войск союзников.
Расследование финансовых или каких-либо иных причин столь плотного взаимодействия между нацистами и Генри Фордом выходит за рамки данной статьи. Наша задача - проследить, как же развивалась Ford Motor Company, а затем Ford Werke AG в Германии.
1925 год
Компания Ford Motor AG была основана 18 августа 1925 года в Берлине. Сообщается, что в этом году было собрано 1000 лицензионных тракторов Fordson из американских комплектующих.
1926 год
В Берлине в арендованных помещениях происходит отверточная сборка Форд Модель Т. В день собирают около 50 машин.
Модель Т на конвейере
1928 год
31 августа 1927 года сборка Модели Т приостановлена. В 1928 году начинается выпуск Модели А и модели AF с более слабым двигателем. Всего с 1928 по 1932 год было выпущено около 20 000 машин обоих типов.
1930 год
Заводы Форда были заложены Генри Фордом в северной части Кёльна 2 октября 1930 года совместно с Koнрадом Аденауэром, тогдашним обер-бургомистром Кельна.
1932 год
В 1932 году с конвейера в Кельне сошла первая легковая машина - Форд модель B
и грузовая - Ford BB с четырехцилиндровым 52-сильным двигателем.
Ford BB 1932 года
1933 год
Форд представляет немецким покупателям "народный автомобиль".
Реклама Форда 1933 года
Форд "Кельн" 1933 года
1934 год
В 1934 году Форд продается под брендом "Фольксваген", модель "Келн", и предлагается покупателям по цене 1990 рейхсмарок.
Ford Volkswagen "Koln"
В 1934 году представлена новая, более комфортабельная модель "Рейнланд" с удлиненной базой.
Ford Reinland
1935 год
Для гражданских выходит новая модель Форда с мощным мотором V8
Из рекламного проспекта Ford V8 1935 года
На рынке появляются двух- и четырехдверные модификации FORD Tudor и FORD Fordor в стандартной и люкс-комплектации.
Для военных Форд выпускает армейский вездеход V8-G48 Kübelwagen. Точное количество выпущенных машин неизвестно. Выпускались до 1937 года.
V8-G48 Kübelwagen с брезентовым верхом. Крым, 1941 год.
V8-G48 Kübelwagen с кузовом пикап
1936 год
немецкий Форд предлагает новую модель - Ford Eifel в четырех исполнениях кузова: лимузин, спорт-родстер, 2-х и 4-х местный кабриолет. Ford Eifel заменяет уже старевшую Ford Köln. 1,2 литровый двигатель развивал мощность 32 л.с.
1937 год
Форд выпускает 2,5 тонный грузовик Ford BB
1938 год
Германское правительство 1 июля 1938 года основывает город Вольфсбург для рабочих строящегося завода по производству народного автомобиля "Фольксваген Жук". Сердцем города будет автомобильный завод, точная копия завода Генри Форда в Мичигане. Для возведения и пуска завода выписаны американские специалисты.
В Латвии в Риге открывается завод Ford Vairogs.
1939 год
Компания была реорганизована и изменила свое название на Ford Werke AG. Форд по-прежнему предлагает широкую гамму автомобилей как для личного пользования, так и для бизнеса. С этого года начинается выпуск Ford Taunus G73A, представляющего из себя улучшенную модификацию Ford Eifel с тем-же четырехцилиндровым 34-сильным двигателем объемом 1.2 литра, но удлиненной базой и более обтекаемыми линиями кузова.
Ford Taunus G73A 1939 года
Для военных Форд предлагает армейские вездеходы на базе американской модели Ford V8-91A.
Также Форд стал выпускать мощный и многофункциональный внедорожник Ford Typ EG, который был точной копией Horch Typ 108, производившегося с 1937 года. Единственным отличием от "Хорьха" было наличие "родного", фордовского двигателя V8 (3,9 л, 95 л.с).
1941 год
Форд предлагает 3-х тонные грузовики Ford G917 с газогенераторной установкой:
В связи с открытием Восточного фронта Форд сосредотачивает основные усилия на выпуске грузовиков и армейских автомобилей.
1942 год
Форд предлагает автомобили Ford V8 в тропическом исполнении для новых африканских колоний Германии. В этом году завершен выпуск гражданских Ford Taunus и завод полностью переключился на выпуск военной техники.
С другой стороны фронта тоже сражаются на Фордах:
Британский солдат рядом с Ford Taunus, 1940 г.
1943 год
Форд, как ни в чем ни бывало, рекламирует свою продукцию.
Самый массовый грузовик Форда : Ford V 3000. Во время войны было выпущено около 25 000.
В 1942-44 гг. на шасси V3000S была изготовлено около 14 тыс. 2-тонных полугусеничных машин «Маультир» (Maultier)
Масштабы производства завода в Кельне несравнимы с масштабами американских заводов Форда, но тем не менее вклад немецких фордовских мощностей во Вторую мировую войну значителен: 17 процентов всех грузовиков немецкой армии во время войны выпустил Форд - это были V3000 и G917 общим количеством около 50 тыс. Форды составляли 60% от всех 3-х тонников немецкой армии.
Источники
1. http://www.ford-archiv.de/ford-Deutschland.html
2. http://www.autogallery.org.ru/gfordde.htm
3. http://www.kfzderwehrmacht.de/Homepage_english/Motor_Vehicles/Germany/Ford/ford.html