Заводы "Русское Рено" в Рыбинске и Санкт-Петербурге
Акционерное общество "Русское Рено" было основано в 1914 году (по другим источникам - в 1912) в Санкт-Петербурге не случайно. В уставе компании четко оговаривалась цель создания: "...для учреждения производства и продажи разного рода автомобилей,
автомобильных двигателей и других принадлежностей, устройство,
приобретение и содержание гаражей и эксплуатация автомобилей".
Множество автомобилей "Рено" уже колесили по России, им постоянно требовались запчасти, ремонт, и фирма "Рено" одна из первых поняла, что добрую половину ценности автомобиля для покупателя составляет его беспроблемное обслуживание и ремонт.
Российское военное ведомство давно плодотворно сотрудничало с "Рено", грузовиками "Рено" оснащалась русская армия, пять машин "Рено" были закуплены для императорского гаража, одна - специально для наследника, много автомобилей покупали частные лица.
На 1 августа 1912 года в городском реестре фигурировали шестьдесят три автомобиля "Renault". Правление «Русско-Балтийского вагонного завода» в 1911 году опубликовало исследование российского автомобильного рынка, в котором говорилось, что автомобили "Рено" в Санкт-Петербурге по распространенности занимают шестое место.
Для продажи, ремонта и обслуживания всего этого автопарка и было образовано АО "Русское Рено" в Санкт-Петербурге.
На Невском проспекте в доме № 7/9 находился автосалон, правление- на Английской набережной, 34, а завод - на Сампсоньевском проспекте, 77, если верить рекламному проспекту. В настоящий момент, видимо из-за смены нумерации домов, адрес бывшего "Русского Рено" немного другой - Большой Сампсоньевский, 69.
В 1913 году Renault приняла участие в IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге сразу в трех разделах – легковые автомобили, грузовики и двигатели. Из легковых экспонировались 12-, 16-, 22- и 45- сильные четырех-цилиндровые модели, а также 22- и 40- сильные шестицилиндровые. В разделе грузовиков фирма показала только две модели - однотонную и на две с половиной тонны. Грузовик получил Почетный диплом Военного ведомства: "За простоту, прочность и рациональность конструкции". Впрочем, выбор военных был не случаен. Военный атташе России в Париже граф Игнатьев писал по этому поводу: "Выбор наш был уже навсегда сделан: фирма Renault через услужливого и ловкого полковника Секретева, любимца Сухомлинова и даже самого царя, задолго до войны захватила монополию на автомобили в Русской армии". (П.А. Секретев - командующий Учебной автомобильной ротой, один из организаторов испытательного пробега грузовиков 1912 года по маршруту СПБ - Москва - Тула - СПБ, на основании результатов которого военными и было отдано предпочтение фирме "Renault").
В рамках давнего сотрудничества с «Рено» и в соответствии с политикой автомобильной индустриализации в 1916 году было решено построить еще одно предприятие «Русского Рено» в Рыбинске, предназначавшееся для производства автомобилей и двигателей: автомобильных, судовых, стационарных и авиационных. Последними планировалось оснащать отечественные аэропланы «Святогор» и «Илья Муромец».
Российское военное ведомство давно плодотворно сотрудничало с "Рено", грузовиками "Рено" оснащалась русская армия, пять машин "Рено" были закуплены для императорского гаража, одна - специально для наследника, много автомобилей покупали частные лица.
Автопарк Николая II (фото Renault)
На 1 августа 1912 года в городском реестре фигурировали шестьдесят три автомобиля "Renault". Правление «Русско-Балтийского вагонного завода» в 1911 году опубликовало исследование российского автомобильного рынка, в котором говорилось, что автомобили "Рено" в Санкт-Петербурге по распространенности занимают шестое место.
Большой Сампсоньевский, 77. 1910-е годы. "Русский Рено" (отсюда: https://fotki.yandex.ru/users/humus777/album/459557/)
Для продажи, ремонта и обслуживания всего этого автопарка и было образовано АО "Русское Рено" в Санкт-Петербурге.
На Невском проспекте в доме № 7/9 находился автосалон, правление- на Английской набережной, 34, а завод - на Сампсоньевском проспекте, 77, если верить рекламному проспекту. В настоящий момент, видимо из-за смены нумерации домов, адрес бывшего "Русского Рено" немного другой - Большой Сампсоньевский, 69.
Большой Сампсоньевский, 69. Наши дни. (отсюда: http://kirill-kravchenko.narod.ru/werksdenkmal/gebiet_vyborg/08/vyborg_08.htm)
В 1913 году Renault приняла участие в IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге сразу в трех разделах – легковые автомобили, грузовики и двигатели. Из легковых экспонировались 12-, 16-, 22- и 45- сильные четырех-цилиндровые модели, а также 22- и 40- сильные шестицилиндровые. В разделе грузовиков фирма показала только две модели - однотонную и на две с половиной тонны. Грузовик получил Почетный диплом Военного ведомства: "За простоту, прочность и рациональность конструкции". Впрочем, выбор военных был не случаен. Военный атташе России в Париже граф Игнатьев писал по этому поводу: "Выбор наш был уже навсегда сделан: фирма Renault через услужливого и ловкого полковника Секретева, любимца Сухомлинова и даже самого царя, задолго до войны захватила монополию на автомобили в Русской армии". (П.А. Секретев - командующий Учебной автомобильной ротой, один из организаторов испытательного пробега грузовиков 1912 года по маршруту СПБ - Москва - Тула - СПБ, на основании результатов которого военными и было отдано предпочтение фирме "Renault").
В рамках давнего сотрудничества с «Рено» и в соответствии с политикой автомобильной индустриализации в 1916 году было решено построить еще одно предприятие «Русского Рено» в Рыбинске, предназначавшееся для производства автомобилей и двигателей: автомобильных, судовых, стационарных и авиационных. Последними планировалось оснащать отечественные аэропланы «Святогор» и «Илья Муромец».
Предполагалось, что производительность завода составит 1500 полуторатонных грузовиков «Renault» в год. В отличие от других предприятий волны индустриализации
1916 года («Аксай», «Лебедева», АМО, «Бекос» и «Руссо Балта» в Филях),
«Русскому Рено» государственной субсидии на строительство не полагалось, так
как поддержка полагалась только отечественным предпринимателям.
Несмотря на многочисленные трудности, в мае 1916 года строительство все же началось.
Всего на строительстве было задействовано 1304 человека, из них 918 женщин. Время было военное, мужчин не хватало, да и женская рабочая сила была значительно более дешевле. Кроме чернорабочих-женщин, на стройке работали пленные австрийцы- каменщики и плотники.
К лету 1917 года удалось построить только половину намеченного, а оборудование так и не поступило. На фоне остальных предприятий автомобильной "пятерки" 1916 года отставание было ощутимым: Рябушинские почти закончили АМО и ждали последнее оборудование, а Лебедев а Ярославле еще в конце 1916-го запустил завод во временных деревянных цехах.
После октябрьской революции завод был национализирован,
перепрофилирован и выпуском автомобилей больше не занимался, ограничиваясь ремонтом автотехники. А в 1924 году профиль завода окончательно оформился, как авиационный.
"Русский Рено" имеет также другое значение - так называют советский прототип французского танка FT-17, который выпускался в "Нижнем Новгороде" на заводе "Красное Сормово". К Рыбинскому "Рено" он не имеет никакого отношения.
Правда, с рыбинским заводом "Рено" связана другая история о танке. В том же 1916 году французы предложили российскому военному ведомству выпускать в Рыбинске 12-ти тонный танк оригинальной конструкции с 75-мм орудием на базе трактора "Холт". Для танка первой мировой эти показатели были более чем весомыми. Столь смелая идея отпугнула французских промышленников, и разработчики предложили этот проект российскому военному ведомству. Неразбериха 17-го года так и не дали воплотится этой идее в жизнь. Впрочем, как и всему предприятию "Русский Рено".
Источники:
1. http://www.aex.ru/photo/klimov/
2. http://www.club-renault.ru/forum/topic/749-%C2%ABvek-russkogo-renault%C2%BB/
Источники:
1. http://www.aex.ru/photo/klimov/
2. http://www.club-renault.ru/forum/topic/749-%C2%ABvek-russkogo-renault%C2%BB/