Субботники 1919 года.
В результате переворота 1917 года получив власть и реальные рычаги управления, коммунисты были вынуждены доселе непроверенную на практике идею построения социалистического общества попытаться воплотить в жизнь. На словах красивая теория о стремительном росте сознательности пролетариата, избавившегося от ига "эксплуататоров" и, как следствие этого, добившегося естественного повышения производительности и качества труда на деле оказалась неработающей.
Люди не хотели хорошо трудиться, живя в нищенских условиях, перебиваясь с хлеба на воду и получая за труды не деньги, а еду и место в бараке. Неустроенный быт человека вклинивался с стройную теорию и ломал ее на корню. Не помогали уговоры и обещания светлого будущего. Людям нужно было жить нормально сейчас, поэтому за обещания никто не хотел надрываться. Нормы при такой работе, чтобы хоть как-то вписываться в плановые показатели, пришлось подгонять под реалии того времени, то есть сильно занижать.
Пока все списывалось на гражданскую войну, на разруху и противодействие внутренних врагов. Но время поджимало, надо было поднимать страну, запускать огромный государственный механизм в работу, а механизм буксовал и выдавал крайне низкую производительность при таком же низком качестве труда.
И вот первой ласточкой, предвестником стахановского движения, в газете "Правда" в июне 1919 года были опубликованы письма активистов, в восторженных и тонах рассказывающие о прошедших на днях субботниках, названных коммунистическими. Причем субботник тогда - это не то, что сейчас принято понимать под этим словом. Тогда это означало постоянную бесплатную и "добровольную" работу по субботам. Но самое главное вот что: в письмах говорилось о небывалом подъеме производительности труда, о том, что буквально десяток - другой энтузиастов смогли делать за неполный рабочий день то, что не могли осилить за неделю обычные рабочие:
Несмотря на то, что работа была слабо подготовлена и слабо организована, все же производительность труда была выше обычной в 2 — 3 раза.
5 токарей в 4 часа сделали 80 валиков. Производительность по сравнению с обычной 213%.
20 чернорабочих в 4 часа собрали старый материал в количестве 600 пудов и 70 вагонных рессор, по 3 1/2 пуда весом каждая, всего 850 пудов. Производительность по сравнению с обычной 300%.
31 мая в Твери состоялся первый коммунистический субботник. На железной дороге работало 128 коммунистов. В 31/2 часа погружено и разгружено 14 вагонов, выпущено из ремонта 3 паровоза, распилено 10 саженей дров и произведены другие работы. Интенсивность работы квалифицированных рабочих-коммунистов превосходила обыкновенную производительность в 13 раз».
Товарищи объясняют это тем, что в обычное время работа надоела, прискучила, а здесь работают с охотой, с воодушевлением. Но теперь стыдно будет в обычное время делать меньше, чем в коммунистический субботник.Почти сразу после прошедшей по стране волны субботников, 28 июня 1919 года Ленин пишет фактически программную статью - "Великий почин". Речь в ней идет о всемерной поддержке коммунистических субботников.
После разбора писем коммунистов Ленин много внимания уделяет подведению теоретической базы под факты повышения производительности, утверждая, что небывалые темпы производительности труда на коммунистических субботниках - это обоснованный и вполне ожидаемый этап в развитии коммунистического общества:
Коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих.Ухватившись за факты повышения производительности, на деле говорящие только о том, что существующие нормы были чрезвычайно занижены и, скорее всего, участники первых субботников были сильно замотивированы, Ленин делает из всего этого вывод :
Коммунистические субботники необыкновенно ценны, как фактическое начало коммунизма, а это громадная редкость, ибо мы находимся на такой ступени, когда «делаются лишь первые шаги к переходу от капитализма к коммунизму.
Помимо решения задачи повышения норм и понижения расценок путем показа примеров реальной производительности труда ("... Но теперь стыдно будет в обычное время делать меньше, чем в коммунистический субботник... " - цитата из письма в "Правду"), Ленин пытается попутно решить еще одну задачу: отсеять из новой элиты ненужных и случайных людей, неспособных эффективно работать за идею:
Надо продолжать чистку, используя почин «коммунистических субботников»: принимать в партию только после полугодового, скажем, «искуса» или «стажа», состоящего в «работе по-революционному». Такой же проверки потребовать от всех членов партии, вступивших позже 25 октября 1917 года и не доказавших особыми трудами или заслугами своей безусловной надежности, верности и способности быть коммунистами.Таковы были идеологические предпосылки к созданию хоть и выродившейся и ушедшей от первоначальной задачи, но вполне до сегоднящнего времени жизнеспособной концепции коммунистических субботников, ныне практикуемых в той или иной форме у современных работодателей .