"Запорожец" - первый серийный трактор в СССР
«Если бы мы смогли дать завтра 100 тысяч первоклассных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами (вы прекрасно знаете, что пока это — фантазия), то средний крестьянин сказал бы «Я за коммунию» (т. е. за коммунизм)»
В.И. Ленин
В.И. Ленин
Вот таким он был, один из первых серийных тракторов первых послереволюционных лет.
Заводы под номерами 11 и 14 располагались в Кичкасе в сельхозколонии новоменнонитов Эйнлаге Хортицкого округа Екатеринославской губернии. Меннониты - если говорить упрощенно, это секта, основным отличием которой является ярко выраженный пацифизм. Это неприятие насилия привело их в 18 веке из Пруссии в Российскую Империю, где им было предоставлено право не служить в войсках, предоставлены земли и льготные условия хозяйствования. Со временем, меннониты развили на своей территории несколько машиностроительных заводов. Одним из таких был основанный в 1861 году завод сельскохозяйственных орудий Унгера. Потомок основателя завода - инженер Л.А.Унгер и стал в советское время разработчиком "Запорожца".
За простоту конструкции и управления пользовался большой популярностью среди крестьян. Простота ремонта тоже подкупала. Шарикоподшипники не применялись, вместо них были установлены бронзовые втулки, изготавливаемые в любой мастерской того времени, оснащенной токарным станком. Фрикцион муфты, соединяющий двигатель и трансмиссию, делался из сыромятной кожи. Потрясающая ремонтопригодность делали этот трактор практически вечным. Известно, что в Черниговской области один из "Запорожцев" под номером 107 работал на полях до 1958 года.
На заводе "Красный прогресс" в г. Токмак наладили серийное производство машин, и выпускали их до 1926 года. Всего было выпущено, по разным оценкам, от 500 до 800 штук.
Прекращение производства данного трактора обычно увязывают с переходом промышленности на массовое производство тракторов американской конструкции
"Фордзон" и "Универсал". Однако, высокая сложность конструкции и ремонта данных машин не шла ни в какое сравнение с простотой "Запорожца", и прекращение выпуска столь удобного для сельского жителя трактора можно объяснить, разве что, особенностями советской системы хозяйствования, в последнюю очередь учитывающей реальную экономию и практичность. Кроме того, этот трактор был слишком хорош для индивидуального хозяйства, что противоречило генеральной линии на удушение индивидуальных хозяйств и укрупнение и коллективизацию сельской промышленности. "Фордсон" и "Универсал" единоличнику-крестьянину уже были не по зубам.
ТРАКТОР «ЗАПОРОЖЕЦ»: 1 — передний мост, 2 — радиатор, 3 — помпа, 4 — двигатель, 5 — муфта сцепления, 6 — система разогрева двигателя, 7 — многоступенчатый редуктор, 8 — выхлопная труба, 9 — бак для горючего, 10 — тяга газа, 11 — рычаг сцепления, 12 — кожух ведущего колеса, 13 — ведущее колесо, 14 — прицепной узел.