Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Трактор "Универсал" - аналог американского "Фармол"






Хоть Farmall так и не достиг уровня производства своего ближайшего конкурента Fordson, тем не менее он сильно потеснил последнего на рынке малых и средних тракторов для частных фермерских хозяйств. Высокий клиренс, цельная рама, вал отбора мощности (Farmall был первым, кто имел такую возможность), стандартные точки крепления культиваторов и других орудий на раме, все это сделало Farmall любимым трактором американского фермера-частника.

Кроме того, на Farmall вешались все приспособления от Fordson, и вдобавок к этому, International Harvester дополнительно предлагал орудия с более широкими возможностями, чем у Форда.







Тяговая мощность 10 л.с.
Вес трактора: 2110 кг



Под редуктором заднего моста можно увидеть шлицевой  вал отбора мощности - отличительную особенность серии тракторов Farmall.


А рядом располагается обычный для конструкций тракторов того времени шкив для плоского ремня - например для привода циркулярной пилы.





В СССР трактор выпускался на ленинградском заводе "Красный Путиловец" с 1934 по 1940 год и на Владимирском тракторном заводе с 1944 по 1955 год.

Выпускалось две модификации "Универсалов" для разных сельскохозяйственных культур:

"Универсал-1" со спаренными передними колесами, фактически трехколесный:


.
и "Универсал-2" с классической компоновкой передней оси:



 Говорят, производились они без лицензии, но "International Harvester" закрыл на это глаза, так как получил от СССР выгодный контракт на выпуск своего трактора 15-30 на Сталинградском и Харьковском заводе.

Множество таких тракторов стоят на постаментах в качестве памятников и просто так, на земле, часто без должного ухода. Чаще всего на глаза попадается модель "Универсал-2":




На фото ниже - "Универсал -2" производства Владимирского тракторного завода. Эмблема завода хорошо видна на рулевой стойке.


Интересно, что на отечественном "Универсале" отсутствует закрытый рулевой редуктор, расположенный сверху рулевой стойки, а применена система открытых шестерен. Естественно, для удешевления производства.


(последние 2 фото взяты отсюда: http://s16-n425.livejournal.com/71904.html)