Трактор Fordson, мировая классика 20-х годов
Трактор, ставший классикой для фермерского хозяйства Америки и всего мира прежде всего из-за масштабов своего производства. К 1923 году три из четырех продаваемых тракторов в Америке были Fordson.
Советский Fordson получил название "Фордзон-Путиловец" и выпускался на заводе "Красный Путиловец" в Ленинграде с 1925 года. Кроме того, еще 12 000 готовых тракторов было закуплено непосредственно у Форда.
Существует разные мнения по поводу того, официально или нет выпускался Fordson в России, но, например, в серьезном исследовании (1) указывается на нелегальный характер выпуска. С другой стороны, в одном из журналов "За рулем" за 1930 год был описан визит фордовского инженера Беннетта на завод "Красный Путиловец" и его впечатления о производстве советских "Фордзонов". Это, по меньшей мере, говорит о нормальном отношении Форда к факту производства "Фордзон-Путиловцев".
К третьему десятилетию 20-го века "Fordson" уже существенно проигрывал в техническом плане тракторам конкурирующих американских компаний, что послужило причиной разворота политики тракторостроения Советского Союза в сторону продукции компании "International Harvester" и переходу а выпуск линейки тракторов этой компании: Farmall на заводе "Красный Путиловец" и модели 15-30 на Сталинградском и Харьковском Тракторных заводах.
Наиболее существенные проблемы Фордзона, многие из которых, возможно, вызваны особенностями советского производства:
- Низкий ресурс двигателя
- Отсутствие цельной рамы и, как следствие, излишние нагрузки на двигатель.
- Склонность к опрокидыванию через заднюю ось
- Отсутствие масляного насоса, высокая вероятность масляного голодания двигателя, особенно на холостом ходу. Необходимо было постоянно следить за уровнем и доливать масло точно до отметки, иначе масло переставало поступать в некоторые точки двигателя.
- Отсутствие полноценного масляного фильтра. Вместо него в картер была встроена примитивная грязевая ловушка, которую рекомендовалось чистить каждые 50 часов работы двигателя.
- Датчик температуры воды в системе охлаждения двигателя появился только на поздних моделях.
- Очень густое трансмиссионное масло чрезвычайно затрудняло переключение передач в морозы, что частенько заставляло советских трактористов разжигать костры под картером коробки передач.
Литература:
1. Cohen Y. The Soviet Fordson. Between the politics of Stalin and the
philosophy of Ford, 1924—1932 // Ford: The European History... Vol. 2.
P. 531-550.