1928 год - состояние автомобильной промышленности в СССР
На 1928 год автомобильная отсталость СССР была вопиющей. Некоторые отрасли уже немного продвинулись вперед, а автомобилизация Советов была на крайне низком уровне. Например, к этому моменту в США уже было около 20 000 000 автомобилей, в Англии - 1 000 000, во Франции - 900 000, в Германии - 300 000, а в СССР - всего двадцать тысяч (в 1913 году было 12 000). Двадцать тысяч для страны с самой большой в мире территорией - это ничто. Даже в Польше было больше - 21 000 авто!
Каковы были возможности СССР по выпуску автомобилей в тот период? Выпускали машины только 2 завода: АМО и Ярославский завод. АМО выпускал фиатовские полуторки около полусотни штук в год, Ярославский автозавод - совсем смешную цифру: пятьдесят 3-х тонных грузовиков (кстати, собственной разработки) в год.
В 1928 году на московском автозаводе №4 (завод «Спартак», что на Пименовской (ныне – Краснопролетарской) в районе станции метро «Новослободская) и на Ижорском в Ленинграде планировали производить советскую разработку - легковушку НАМИ 1. Всего "Спартак" выпустил 412 НАМИ-1.
Надо сказать, что и до 1917 года автомобильные дела в России обстояли не очень. Первое производство автомобилей было начато в 1908 году на Русско-Балтийском заводе в Риге. Правда за восемь лет (с 1908 по 1916) этот завод выпустил всего лишь 450 машин различных типов, при этом производство на нем во многом было из импортных компонентов.
Правда в 1916 году дело сдвинулось с мертвой точки и была начата постройка сразу 5 заводов:
- Завод Рябушинского (АМО) в Москве
- Завод Лебедева в Ярославе
- Русско-Балтийский в Филях (был вывезен из Риги), после 1917г. - 1-й БТАЗ (броне-танковый авто-завод)
- Завод Аксая в Ростове-на-Дону
- Русское Рено в Рыбинске
Только АМО к 1924 году сумел наладить по-настоящему массовое производство.
Завод в Филях в 1922 году выкатил легковушку "Промбронь", разработку дореволюционных годов и представляющую из себя модернизированный "Руссо-Балт С 24—40". В общей сложности было сделано 22 машины.