Крупповский паровой молот "Фриц", французский "Шнейдер" и американский молот из Пенсильвании
Немецкий "Фриц"
16 сентября 1861 года, когда Альфред Крупп принимал в эксплуатацию паровой молот «Фриц», все свидетели запуска гигантской машины были ошеломлены мощью и размерами невиданной машины. Некоторые приравнивали массивный 50-тонный ковочный инструмент к новому чуду света. Другие крутили пальцем у виска и говорили: «Крупп сошел с ума».
Гигантский паровой молот «ФРИЦ» на заводе Круппа в Эссене
Но Альфред Крупп, отец Фридриха
Круппа, был спокоен. Когда молот первый раз с грохотом опустился на огромный
стальной блок, на лице Альфреда не шевельнулся ни один мускул, в то время как
его спутники ошеломленно вздрогнули и испуганно присели в ужасе.
Подвижная часть молота, по-немецки «Bär», то есть «медведь»,
весила 50 тонн, с помощью паровой машины поднималась на три метра и падала на
заготовку всем своим весом.
Кроме огромного размера, нужного прежде всего для выпуска
продукции военных целей, механика молота была еще и очень точной. Его
Величество кайзер Вильгельм I во время визита на фабрику отдал свои золотые часы, чтобы их
положили под молот. Молот настроили так, чтобы он остановился над часами и не
смял их. Все в точности так и произошло, часы остались невредимыми.
Фото 1910 года, Эссен
«Фриц» действительно стал легендой. Труба парового молота,
из которой валил пар двенадцати котлов «Фрица», была самой высокой точкой
Эссена, о чем даже была запись в путеводителе. Шутка ли, в основании диаметр трубы «Фрица»
равнялся 10 метрам, а возвышалась труба на 70 метров.
Молот работал безотказно 50 лет. Когда полусоттонный «медведь»
падал на стальной слиток, в соседних домах в это время в шкафах подпрыгивали
тарелки.
Строительство молота обошлось Круппу в 2 миллиона марок, но
стоило того: некоторое время «Фриц» был крупнейшим паровым молотом в мире.
Первенство "Фрица" было потеряно, когда в 1877 году во Франции фирмой "Schneider-Creusot" был построен молот с 80- тонным «медведем» и высотой падения 5 метров:
Теперь молот установлен на постаменте в виде памятника:
Французский прообраз Эйфелевой башни
Первенство "Фрица" было потеряно, когда в 1877 году во Франции фирмой "Schneider-Creusot" был построен молот с 80- тонным «медведем» и высотой падения 5 метров:
Теперь молот установлен на постаменте в виде памятника:
Механический молот "Шнейдер" в городе Ле-Крезо
Как известно, Эйфель построил свою башню в 1887, т.е. через десять лет после ввода в строй парового молота. Не исключено, что формы этого гиганта навеяли инженеру элегантную и необычную в архитектурном смысле, но вполне заурядную с технической точки зрения компоновку башни.
Вифлеемская сталелитейная компания
Наконец, в 1891 году американцы на заводе «Вифлеемской компании сталелитейных заводов», шт. Пенсильвания, построили еще больший молот,
с подвижной частью в 113 тонн. Работа такого молота вызывала в округе настоящее
землятрясение. Проработал пресс недолго, всего 2 года, и в 1893 году, из-за опасности обрушения помещения цеха молот-гигант был демонтирован.
В этом же, 1893 году, был установлен парогидравлический пресс мощностью 14 000 тонн. Пресс имел два гидравлических цилиндра диаметром 1270 мм, ход поршня составлял 1430 мм. Для приведения пресса в действие использавалась паровая машина мощностью 16 000 л.с.
Вифлеемский металлургический комбинат (Bethlehem Steel) был основан в Вифлееме, Штат Пенсильвания в 1860-ых. Примечателен тем, что там с 1898 г. по 1901 г. работал консультантом сам Фредерик Уинслоу Тейлор, основоположник научного менеджмента и первенец управленческого консультирования. Завод закрыт в 90-х годах прошлого века и в настоящее время заброшен.
Паровой молот Вифлеемской сталелитейной компании, 1891 г.
14 000 - тонный парогидравлический пресс, 1893 год.
Вифлеемский металлургический комбинат (Bethlehem Steel) был основан в Вифлееме, Штат Пенсильвания в 1860-ых. Примечателен тем, что там с 1898 г. по 1901 г. работал консультантом сам Фредерик Уинслоу Тейлор, основоположник научного менеджмента и первенец управленческого консультирования. Завод закрыт в 90-х годах прошлого века и в настоящее время заброшен.
Конец эры паровых гигантов
В 1911 году «Фриц» сделал последний удар, а на смену ему
пришел парогидравлический пресс с давлением 15 000 тонн.
Пришедший на замену "Фрицу" парогидравлический пресс с усилием 15 000 тонн в 1928 году в Эссене на фабрике Ф. Круппа.
В отличие от молота, он не сотрясал округу, т.к. принцип действия гидравлики позволял производить безударные ковку и штампование при большей, чем у парового молота, силе прессования. Естественно, отсутствие ударных нагрузок, кроме чисто технических преимуществ для процесса, также положительно отразилось на комфорте работников предприятия и местных жителей, переставших чувствовать ощутимые сотрясения дома и звон посуды при работе молота.