Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Трактора промышленника Якова Мамина, так и не ставшего русским Фордом

Копия "Карлика" в Марксовском краеведческом музее
 Речь в статье пойдет о Якове Мамине, русском промышленнике и изобретателе, в советское время - конструкторе дизельных двигателей. Яков Мамин считается учеником Федора Блинова, первенца тракторостроения в России. Ученик продолжил дело учителя и оказался удачливее учителя, если вообще в такой ситуации уместно говорить об удаче: если Федор Блинов выпустил один (два, по другим источникам) трактора, то Яков - несколько десятков. Последнее его творение - это трактор "Карлик", полноразмерный макет которого до сих пор стоит перед заводом "Волгодизельаппарат", наследником завода "Возрождение", реконструированном Яковом Маминым в 1924 году на базе мастерских братьев Шеффер.

Говоря об истоках русского тракторостроения, первым делом следует упомянуть имя одного известного жителя ныне города, а тогда еще села Балакова, - Федора Блинова, русского промышленника и конструктора. Именно Блинов сейчас на слуху у многих из-за того, что он чьей-то легкой рукой объявлен изобретателем первого русского трактора. По совести говоря, трактор и гусеничный принцип движения были изобретены до него, Блинова можно считать лишь энтузиастом и первым (и, к сожалению, неудачливым) инициатором продвижения  гусеничных тракторов в России.

Завод сына Блинова, Порфирия
Освободившись от крепостной зависимости в 1870-х, Блинов смог открыть собственное литейное производство в 1880-х на окраине села Балаково около Сазанлея, получив кредит от местного миллионера-мецената Мальцева под производство двигателей и пожарных насосов. Дело оказалось прибыльным, и вскоре Блинов даже смог выкупить свое предприятие полностью. Все эти годы Блинов не переставал думать о создании трактора, и это постепенно становилось его идеей-фикс.  По мере угасания сил Блинова-старшего, его дело продолжил сын Порфирий Федорович. Несмотря на очевидный конструкторский дар Блиновых, их затея с массовым выпуском трактора провалилась, опытный экземпляр трактора не нашел поддержки даже на ежегодной Нижегородской промышленной ярмарке 1996 года. Из-за разногласий, связанных с выпуском тракторов, Блинов чуть не прогорел из-за ухода из дела богатого компаньона, который отказался финансировать "авантюристическую" затею.

Второй балаковский миллионер, Иван Васильевич Кобзарь, в самом конце 19 века также выступил в качестве инвестора в местную насосно-двигательную индустрию, выдав кредит братьям Якову и Ивану Маминым на создание завода. Именно этот завод, который в наше время носит имя "Волжский Дизель имени братьев Маминых", был одним из первых, выпустивших (вернее, попытавшийся выпустить) первый серийный отечественный трактор.

Яков Мамин
Братья Яков и Иван Мамины получили кредит от самого Кобзаря не случайно: они были родом из семьи управляющего усадьбой Кобзаря, Василия Мамина. Говорят, что деньги за кредит Кобзарь так и не принял обратно. Иван Мамин закончил свое образование в Саратове, получив аттестат инженера также за счет Кобзаря.

Надо отметить, что Яков Мамин до открытия собственного дела, с 1889 года работал на заводе у вышеупомянутого Федора Блинова и вполне успешно занимался разработкой с/х принадлежностей и пожарных насосов. Вероятно, он также помогал Блинову и с постройкой гусеничной чудо-машины, что, возможно, отразилось на всей его последующей деятельности. Блинов хорошо относился к помошнику: когда настали трудные годы для предприятия Блинова, он устроил Якова на судостроительный завод Гильденбрандта.

В 1896 году Яков Мамин открывает собственную слесарно-механическую мастерскую. В 1897 году Яков создает свой первый пожарный насос и патентует его. Младший брат Якова, Иван только что закончил инженерный курс в Саратове, и также пробует свои силы в механике в мастерской Якова. Хотя, как и полагается родным братьям, они были почти полной противоположностью друг другу: 
«Иван, по натуре своей, как инженер-интеллигент, сформировался рано и не стоял у станка. После учёбы сразу вошёл в компаньоны и стал заводчиком. Яков же более вращался в рабочей среде, был демократичен и справедлив, хоть и горяч, но отходчив…»
И уже в 1899 году благодаря отчасти организаторским способностям Ивана, но по большому счету все-таки благодаря финансам Кобзаря, около Хлебной площади, что на восточной окраине села Балакова, появляется комплекс деревянных зданий с вывеской "Чугунно-литейный механический завод братьев Я. и И. Маминых".

Это был заводик с четырьмя токарными станками с приводом от паровой машины и маломощной вагранкой (металлоплавильной печью) с кузницей. По состоянию на 1901 год на заводе числилось 42 работника, в том числе 3 подростков от 12 лет. Завод выпускал пожарные насосы, с/х технику, запасные части и удовлетворял прочие городские нужды в слесарных и ремонтных работах.
Двигатель производства Я. Мамина

По воспоминаниям литейщика В. К. Сучкова: "Перед самым рождеством 1902 г. Яков Васильевич собрал опытных рабочих и сказал "Ну начнем, что ли лить двигателя? Лиха беда начало... попробуем... Не хуже иностранного сделаем свой, русский". Сказал, на том и порешили"

Спонсировав строительство завода, И.В.Кобзарь продолжает оказывать поддержку братьям Маминым. В 1905 году он пишет положительный отзыв об их двигателе в газету "Саратовский листок":

«Присланный Вами в моё имение на испытание при молотьбе соляровый двигатель в 16 сил был поставлен к 10-ти сильной молотилке завода Маршал и С. выпуска 1903 года с самоподавателем и элеватором. При испытании его на первом гумне в 400 десятин молотьбы он выказал следующие достоинства:

1) Сравнительно с паровым локомобилем он втрое скорее ставится на место.
2) По установке он через 2 часа готов к работе.
3) Без капризов и очень легко пускается в ход даже с нагретым погоном на молотилку.
4) Без фундамента оставаясь на колёсах, при несложном укреплении он настолько устойчив, что при работе почти незаметно сотрясения.
5) Благодаря хорошо устроенному регулятору он всегда имеет ровный и спокойный ход.
6) Отопление его настолько экономно (10 пуд солярового масла в сутки), что с излишком оправдывается отсутствием при двигателе той прислуги, которая нужна при паровом локомобиле (при суточной работе 6 человек), так что расходуемые при паровом локомобиле 8-10 возов соломы или около 3000 кизяков остаются чистой прибылью.
7) Сравнительно с паровым локомобилем двигатель даст 2 часа лишней работы в сутки, уходящей обыкновенно на чистку труб парового локомобиля.
8) Двигатель совершенно безопасен в пожарном отношении.
Приняв во внимание все выше перечисленные удобства и выгоды молотьбы соляровым двигателем, я оставил свой паровой локомобиль стоять без дела и работал до конца молотьбы Вашим двигателем, так что им было обмолочено за всё время 950 десятин. Нахожу двигатель вполне для работы удобным и прошу его оставить за мной».
В 1905 году братья перестраивают завод, возводя кирпичные корпуса вместо деревянных, и оснащают предприятие необходимым оборудованием.

Медали с выставок
В 1906 году Мамины патентуют инновационный по тем временам двигатель, названный ими "Русский дизель", работавший на сырой нефти. 

«Русский  дизель» был  бескомпрессорным  двигателем.  Пуск обеспечивался введением в камеру сгорания т.н. запальника.. Эта простая деталь обеспечивала устойчивую  работу  двигателя  на  любом  топливе,  вплоть  до  сырой нефти и позволяла обойтись без сложной топливной аппаратуры, свойственной  немецкому  дизелю. "Русский дизель" отличался легкостью пуска и надежной работой. Двигатель оказался эффективным и коммерчески успешным. Дополнительным преимуществом "Русского дизеля" были его небольшие размеры и, следовательно, высокая мобильность. С этих пор  двигатель выпускается в различных вариациях, в диапазоне мощности от 3,5 до 30 л.с.

Маминские «нефтянки» экспонируются на российских и международных торговых и промышленных выставках в Самаре, Нижнем  Новгороде,  Москве,  Санкт-Петербурге,  Брюсселе,  Париже, Милане, Лондоне. На выставках получено в общей сложности шесть серебряных медалей, высшие награды, а также золотой Гран-при «За изящество конструкции».

Уже в 1908 году братья делят предприятие на два отделения: первое, под управлением Ивана, второе -  Якова. Оба брата продолжают делать двигатели.  После революции заводы  получили номера 17 и 18.

Иван Мамин успешно ведет хозяйственную деятельность, активно участвует в общественной жизни, и в 1911 году становится городским старостой , много занимается благотворительностью и меценатствует. Во время войны ведет активную патриотическую работу, помогает фронтовикам и их семьям. И, возможно, с годами поднялся бы Иван Мамин на такую же высоту, как и его предшественники и учителя - балаковские миллионеры-меценаты Кобзарь и Мальцев, если бы не революция. Резко выступивший на первых порах против советской власти, опасающийся преследования Иван бежит в Саратов, кое-как перебивается на тихих должностях до 1937 года, но это не спасает его от жерновов красного террора, и он получает пулю в затылок в 1938-м.

Яков проживает несколько более удачливую судьбу.

После "развода" с братом, тракторами Яков начинает заниматься не сразу. В рекламке, размещенной в 1913 году в"Саратовском листке" о тракторах - ни слова, а завод Якова именуется "Заводом нефтяных двигателей".

1914 год для Якова - знаковый. В этом году он выпускает свой первый трактор. В «Саратовском листке» от 28 сентября 1914 г. по этому поводу сообщается:
«На днях по улицам Балакова ходил 25-сильный трактор местного завода Я.В. Мамина. Производилась первая проба с четырьмя плугами, пока без нагрузки. Трактор имеет автоматический пуск машины сжатым воздухом. Завод предполагает вырабатывать тракторы 25 и 50 сил под названием «Русский трактор». Пока изготовлены четыре штуки».

В подтверждение, в том же "Саратовском листке" за 1915 год завод уже именуется, как "Специальный завод нефтяных двигателей и тракторов Я.В. Мамина". Выпускает он "...наивыгоднейшие нефтяные тракторы «Русский трактор» 60-30 и 20 сил, действующие обыкновенной бакинской нефтью. Строго приспособлены к тяжёлым условиям работы. Без магнита и аккумулятора. Пускаются моментально. Всегда готовые на складе завода."

Несмотря на высокую оценку инженеров Министерства земледелия, Мамин в 1914-м получает отказ в государственной поддержке. С началом войны госзаказы на трактора тоже не появились, правительство и военное ведомство явно недооценивали возможности тракторов применительно к военным условиям. Вместо тракторов заводу Якова Мамина военное ведомство приказало выпускать оборудование для производства боеприпасов.

В 1916 году Яков все же сделал, несмотря на трудности военного времени, экспериментальный облегченный 20-ти сильный трактор.

В смутное время 1917-го Мамин передает управление своим предприятием заводскому комитету, и за проявленную лояльность к новой власти ему оставляют должность технического руководителя. В это самое время он проектирует 5-ти сильный "Богатырь".

В марте 1918 года Мамин встречается с Лениным, который с жаром подхватывает идею создания отечественного трактора. Председатель комиссии по тракторостроению Марыш оказывает всемерную поддержку энтузиасту-производственнику.

Трактор "Гном"
В 1919-м Мамин разрабатывает уже 16-ти сильного "Гнома", предназначенного для небольших хозяйств. Кроме основной функции - вспашки земли, "Гном", как, впрочем, и любой типичный трактор тех лет, имел шкив для привода различных вспомогательных машин, например мельницы, насоса, молотилки или циркулярной пилы. Кроме того, он мог еще и перевозить грузы до 4-х тонн на прицепе со скоростью 4 км/ч.

3 ноября 1920 г. СНК РСФСР принял декрет о едином тракторном хозяйстве. В соответствии с постановлением, все трактора республики (за исключением военных) подлежали национализации и учету. Учет тракторного парка поручался Наркомзему. Согласно ведомости Наркомзема на 1 декабря 1920 г. в России числилось три трактора "Мамина" с моторами 45 л.с., причем один из них находился в Трудовой коммуне немцев Поволжья.

Но наступало темное время, надвигался пожар гражданской войны, и о тракторах на время забыли.
Не прошла беда и мимо Мамина и его бывшего завода. Работа встала, Мамин лишился должности и даже доступа на завод. Отголоски тех событий мы можем проследить по статье газеты "Известия" от 11 января 1922 года: "В течение двух лет этот способный человек (...) исполнял обязанности пастуха, у него не было никаких иных средств к существованию". 
Видимо, как только война поутихла и неразбериха улеглась, Мамин наконец смог связаться со столицей и договориться о встрече с заинтересованными лицами.

28 февраля 1921 г. Мамина пригласили выступать в техническом Совете Наркомата земледелия, где он познакомил членов Совета с чертежами своего колесного трактора "Гном". Наркомзем одобрил конструкцию и разместил заказ: выпустить к 1 апреля 1922 г. 20 машин.

Вся вышеупомянутая статья "Известий" посвящена дальнейшим маминским мытарствам: получивший поручение от государства, фактически мандат доверия, он пытается проникнуть на завод, его не пускают.  Местная власть всячески противится его кипучей деятельности. Лишь в сентябре 1921 года Мамин смог проникнуть на завод и осмотреться: "все годные станки были вывезены и этим завод был изувечен в смысле производства" (из той же статьи).

После разгромной статьи в "Известиях" начались подвижки в деле. Мамин начал хлопотать о выделении кредита на закупку оборудования за границей. Правление разоренного завода в Балакове тоже предприняло некоторые ответные меры. Как подтверждение того, что завод все-таки действует и приносит пользу народному хозяйству, в балаковской газете "Красный набат" от 25 июня 1922 года публикуется информация об испытаниях некоего 50-ти сильного трактора "Титан":
«Вспашка производилась около кладбищ на крепких землях. Перед пуском т. Александров, член правления кооператива, собственноручно установил лемехи предварительно на глубину до 2-х вершков, но тут же на ходу при помощи особых приспособлений довел глубину вспашки до 5 вершков. Пыхтя и громыхая, величественный «Титан» тащит раму так же легко, как и шёл до места работ. Глубоко врезавшийся плуг, выворачивая 5-вершковые пласты, дробя их в мелкие куски, представлял великолепное зрелище.

Трактор при испытании работал одним цилиндром (он имеет два). Таким образом, трактор должен тянуть раму с 8 лемехами, ширина борозды равна 8 вершкам, значит, при скорости 3 версты в час трактор вспашет около десятины или при 16-часовом рабочем дне производительность его будет около 15 десятин. Это будет составлять работу 75  лошадей.

Такой громадный успех, созданный упорным стремлением выйти из тупика членами правления кооператива Расцетовым, Александровым, членами заводоуправления Добартом, Байхертом, Орловым, а также и тов. металлистами, мог быть выполнен, только приложив к «Титану» титанические усилия воли и сознания. Без всякой «заграницы», при невозможных уродливых условиях жизни, без оборотных капиталов, без копейки помощи от каких-либо учреждений вне Балакова создан "Титан".
Последний абзац этого сообщения особенно информативен. Тут говорится и про некий кооператив, явно пытающийся перехватить успехи Мамина, и про "тупик", в котором находится завод, даже досталось "загранице". Откуда взялся "Титан" - тоже понятно: собран из запчастей, оставшихся на заводе еще с прежних времен.

По окончании Гражданской войны при Госплане была организована и работала специальная комиссия по тракторостроению, которая по итогам своей работы во второй половине 1922 г. констатировала:
 
«Тракторостроение в буквальном смысле этого слова в РСФСР в настоящий момент не существует, если не считать кустарного изготовления тракторов заводом Мамина в Балакове Самарской губернии, завода Доброва-Нобгольц в Нижнем Новгороде, собирающего Эмерсоны и выпустившего уже до 10 штук тракторов этой системы, завода бывшего Ильина в Москве изготавливающего Фаулера, признанные практикой безусловно непригодными, и одного завода в Петрограде Пугиловского или Обуховского собирающего Хольт в единичных экземплярах».
Комиссия подсчитала, что при существующих темпах "кустарного" производства стоимость одного "Гнома" составляла бы 3000 рублей золотом, что было очень дорого.  Даже гусеничный тяжелый "Ганомаг" WD-50 производства Харьковского паровозостроительного завода обходился бы на треть дешевле.

Проходная завода «Wiedergeburt» (Возрождение) в г. Маркс
 Для укрупнения, а следовательно и удешевления производства коллегия Наркомзема выделила заводу Мамина 120 тыс. руб. золотом для закупки в Германии необходимого оборудования для восстановления производства. За станками поехали Мамин и профессор Белянчиков. В конце января 1923  они возвратились домой, привезя закупленные станки (65 единиц) на станцию Привольская. В Балаково на заседании исполкома и собрании рабочих заводов №17 и №18 (бышие заводы Маминых) Яков Мамин отчитался о закупленном оборудовании. Однако возникли разногласия, т.к. значительная часть выступающих высказалась против возвращения Мамина на должность руководителя завода.

Цех завода "Возрождение"
Волнуясь из-за трений и опасаясь за оборудование, якобы уже обещанное другому предприятию, Мамин принялся лихорадочно искать другую площадку для создания тракторного цеха.  Ездил в Самару, Саратов, даже в Москву на АМО. Но в итоге остановился на городе Марксштадте в Республике Немцев Поволжья. Получив в свое распоряжение бывшую мастерскую братьев Шеффер, Мамин начал восстанавливать производство. Новый завод получил название "Возрождение".


Не хватало рабочих рук. На выручку к Мамину переехала группа его старых рабочих из Балаково. Затем, пользуясь существующей практикой, Яков выписал на завод еще 70 работников из трудовой армии.


Мамин поставил своей задачей создать трактор, по аналогии трактором "Запорожец" из Кичкаса, настолько простым, в буквальном смысле примитивным по своей конструкции, чтобы снизить затраты на производство, сделать его доступным для крестьянина-единоличника, исключить требования к высокой квалификации в обслуживании и максимально упростить ремонт. Так появился "Карлик". Он имел одноцилиндровый двигатель мощностью 12 л.с. У него отсутствовал дифференциал и была применена очень оригинальная конструкция рулевой системы, вполне функциональная и при этом простая до безобразия. Правда, в первом варианте шкив для отбора мощности и задняя скорость отсутствовали, что резко сужало диапазон возможностей трактора.

Трактор "Карлик"

Осенью 1924 года "Карлик" направляется на испытания, где заслуживает положительный отзыв с точки зрения хозяйственников. С точки зрения военных, "Карлик" оказался совершенно бесполезен. Мамин все
Памятник "Карлику" на заводе "Волгодизельаппарат"
же совершенствует свое детище, добавляя вторую скорость и задний ход.  Но все впустую. Заказов на выпуск мини-трактора все нет и нет.

Вопрос о выборе приоритетной модели советского трактора обсуждался в правительстве, и после ряда совещаний и согласований в 1925 г. приняли решение о прекращении работ в Коломне (трактор "Коломенец"), Кичкассе ("Запорожец") и Марксе ("Карлик"). Всего до 1926 г. успели изготовить около 20 тракторов «Карлик».


Табличка памятника
"Карлик" мог бы стать простым и дешевым народным трактором. Но времена крестьян-единоличников прошли, и "Карлик" утратил свою актуальность.  Теперь он считался "кулацким" трактором. Тем не менее, "Карлик" по праву вошел в историю отечественного тракторостроения, как поистине народный трактор.

Завод "Возрождение" переименовали в "Коммунист", и основной его специализацией стал выпуск дизельных двигателей. До 1937 года Яков Мамин работал на должности технического руководителя завода (по другим источникам, он работал на заводе 10 лет, затем уехал в Энгельс), пока не ушел на пенсию и не уехал в сыновьям в Челябинск, где продолжил работать в КБ при Челябинском тракторном заводе.



Источники

1. Статья об Иване Мамине. (http://balakovo64.blogspot.ru/p/blog-page_78.html)
2. Статья о Якове Мамине (http://balakovo64.blogspot.ru/p/blog-page_49.html)
3. "Известия". Русский трактор "Гном" (http://izvestia.ru/news/298329)
4. Воспоминания о Якове Мамине (http://www.pressarchive.ru/delovoy-ural-chelyabinsk/2000/09/21/178689.html)
5. Ю. Каргин. Яков Мамин: Начало пути. (http://rudocs.exdat.com/docs/index-398965.html?page=7)
6. Этапы большого пути. (http://www.csaa.ru/component/attachments/download/1499.html)
7. Механическая тяга. Александр Кириндас. (http://coollib.net/b/244466/read)
8. Всемирный "Интернационал" (http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/MchTruck/MchTruck019.htm)
9. Фото старого Саратова (http://oldsaratov.ru/photo/gubernia/16788#comments)