Довоенная авиационная промышленность СССР в Москве
Как пример стремительно развивающейся в годы индустриализации практически на пустом месте отрасли можно взять авиационную промышленность. Пара-тройка московских заводов, оставшихся от Российской Империи и времен НЭПа- не в счет. Почти заново были созданы только в Москве десятки авиационных предприятий. Вот неполный список авиазаводов, созданных с нуля или коренным образом модернизированных.
1927 год - слияние двух авиамоторных заводов - Икар № 2 (ГАЗ №2) и Мотор № 4 (ГАЗ №4 в «Завод № 24 им. М. В. Фрунзе».
1927 год - разрыв концессии с германской фирмой "Юнкерс" и преобразование завода концессии (бывш. "Второй автомобильный завод Руссо-Балт", он же "Первый Государственный бронетанко-автомобильный завод" в Филях) в завод №22 им 10-летия Октября. В 1933 году стал называться Завод им. Горбунова.
1930 год - в г. Дубна, МО, сданы в эксплуатацию первые цеха завода №30 по производству гидросамолетов. В декабре 41-го перемещен в Москву, на место Завода №1. В 1949-м перемещен в Луховицы, МО.
1931 - разделение старого завода Госавиазавод ГАЗ №1 (бывш "Дукс") на несколько отдельных производств:
Завод № 1 (с 1927 - им. Авиахима.) (2-й Боткинский пер), в декабре 41-го восстановлен после эвакуации за счет оборудования завода №30 из г. Дубна и выпускал самолеты МИГ. В 1949-м перемещен в Луховицы, МО.
1-й московский велозавод (ул Велозаводская) - он же Мотоциклетный, он же "Мосприбор", он же ЦКБ "Алмаз", он же ЦНПО "Комета", сейчас - ФГУП ЦНИИ "Комета".
Завод №31
Завод №32 (2-я ул. Ямского поля, ныне - ул. Правды), позже - Завод №43, он же "Коммунар", ныне "Дукс"
1932 год - Тушинский машиностроительный завод (ул. Свободы).
1932 год - образован завод №62 ГУ ГВФ. В 1936-м - переименован в завод №81. В 1941-м заводу передан тушинский аэродром. В 1941-м мощности завода эвакуированы в Омск. В марте 1942-го в помещениях эвакуированного 81-го создается завод №82, он же Тушинский машиностроительный завод, ныне - ОАО ТМЗ
1932 год - в подмосковных Химках образован авиаремонтный завод № 84. С 36 по 38 год - база ОКБ Поликарпова, который в 1939 году был откомандирован в Германию, и по возвращению в 1940 году получил в распоряжение завод №51.
1933 год - образован Завод №240, или Авиационный комплекс имени Илюшина, (Ходынское поле)
1933 год - на заводе №39 им Менжинского (образован в 1921) создано ЦКБ под началом Ильюшина. В 1934 году отсюда ушла конструкторская группа Яковлева на завод №115
1934 год - конструкторско-производственная группа А.С.Яковлева при заводе № 39 была выделена в самостоятельную единицу и в этом же году стала Заводом № 115
1936 год - образование завода № 89 им.Гольцмана, на базе построенных в 1924 г. Центральных мастерских «Добролета» на Ходынке. После эвакуации в Казань площадка в Москве использовалась ОКБ В.Г.Ермолаева
1940 год - для ОКБ Поликарпова с нуля был создан завод № 51 на месте старого авиационного ангара на окраине Ходынки. Ныне - ОКБ им Сухого.
полезные ссылки по теме:
- Производство самолетов в СССР в первой пятилетке (1928-1933 годы)
- Предприятия авиапрома
1927 год - слияние двух авиамоторных заводов - Икар № 2 (ГАЗ №2) и Мотор № 4 (ГАЗ №4 в «Завод № 24 им. М. В. Фрунзе».
1927 год - разрыв концессии с германской фирмой "Юнкерс" и преобразование завода концессии (бывш. "Второй автомобильный завод Руссо-Балт", он же "Первый Государственный бронетанко-автомобильный завод" в Филях) в завод №22 им 10-летия Октября. В 1933 году стал называться Завод им. Горбунова.
1930 год - в г. Дубна, МО, сданы в эксплуатацию первые цеха завода №30 по производству гидросамолетов. В декабре 41-го перемещен в Москву, на место Завода №1. В 1949-м перемещен в Луховицы, МО.
1931 - разделение старого завода Госавиазавод ГАЗ №1 (бывш "Дукс") на несколько отдельных производств:
Завод № 1 (с 1927 - им. Авиахима.) (2-й Боткинский пер), в декабре 41-го восстановлен после эвакуации за счет оборудования завода №30 из г. Дубна и выпускал самолеты МИГ. В 1949-м перемещен в Луховицы, МО.
1-й московский велозавод (ул Велозаводская) - он же Мотоциклетный, он же "Мосприбор", он же ЦКБ "Алмаз", он же ЦНПО "Комета", сейчас - ФГУП ЦНИИ "Комета".
Завод №31
Завод №32 (2-я ул. Ямского поля, ныне - ул. Правды), позже - Завод №43, он же "Коммунар", ныне "Дукс"
1932 год - Тушинский машиностроительный завод (ул. Свободы).
1932 год - образован завод №62 ГУ ГВФ. В 1936-м - переименован в завод №81. В 1941-м заводу передан тушинский аэродром. В 1941-м мощности завода эвакуированы в Омск. В марте 1942-го в помещениях эвакуированного 81-го создается завод №82, он же Тушинский машиностроительный завод, ныне - ОАО ТМЗ
1932 год - в подмосковных Химках образован авиаремонтный завод № 84. С 36 по 38 год - база ОКБ Поликарпова, который в 1939 году был откомандирован в Германию, и по возвращению в 1940 году получил в распоряжение завод №51.
1933 год - образован Завод №240, или Авиационный комплекс имени Илюшина, (Ходынское поле)
1933 год - на заводе №39 им Менжинского (образован в 1921) создано ЦКБ под началом Ильюшина. В 1934 году отсюда ушла конструкторская группа Яковлева на завод №115
1934 год - конструкторско-производственная группа А.С.Яковлева при заводе № 39 была выделена в самостоятельную единицу и в этом же году стала Заводом № 115
1936 год - образование завода № 89 им.Гольцмана, на базе построенных в 1924 г. Центральных мастерских «Добролета» на Ходынке. После эвакуации в Казань площадка в Москве использовалась ОКБ В.Г.Ермолаева
1940 год - для ОКБ Поликарпова с нуля был создан завод № 51 на месте старого авиационного ангара на окраине Ходынки. Ныне - ОКБ им Сухого.
полезные ссылки по теме:
- Производство самолетов в СССР в первой пятилетке (1928-1933 годы)
- Предприятия авиапрома