Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Танк Т-34 - путь к легенде

В 1945 году премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль на вопрос о самом лучшем оружии прошедшей войны ответил так: «Три. Английская пушка. Немецкий самолет «Мессершмитт». Русский танк Т-34. Однако, если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой танк…»

Действительно, как появился этот танк? Кто и когда создал этот шедевр инженерной мысли, что привело к его созданию и как проходила огранка этого самого яркого бриллианта  в обойме советской военной техники?

По состоянию на конец 20-х в СССР выпускался только один танк - Т-18 (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2-18).

Танк Т-18

Это была машина архаичной конструкции, фактически переделанный под возможности советской промышленности и немного модифицированный танк первой мировой "Рено FT-17". Техника в те годы развивалась стремительными темпами не под стать сегодняшним, моральное устаревание механизмов тех лет происходило даже стремительнее, чем в сегодняшние дни - электроники, и оснащенность Красной армии в 30-х годах старыми танками Т-18 можно сравнить с тем, как если бы сейчас в Центре управления полетами стояли бы не современные компьютеры, а архаичные системы ЕС-ЭВМ 80-х годов.

На  Харьковском Паровозостроительном заводе к началу 1930 года была подготовлена технологическая линия для производства полностью отечественной разработки - танка Т-24 (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2-24).

Танк Т-24

 До свертывания проекта успели выпустить десяток экземпляров. По ряду причин, в основном из-за перехода на выпуск танков американской конструкции, судьба этой отечественной разработки, по многим узлам унифицированной с гусеничным трактором "Коммунар", на том и завершилась.

Столь плачевное состояние  военной отрасли в 20-е годы перекликалось с общим аховым состоянием советской промышленности (http://www.leanok.ru/2015/01/1928-god-industrializacii.html).

В 1928 году промышленность страны начала подниматься на ноги - стартовала первая пятилетка - пятилетка форсированной индустриализации СССР. Строились тракторные и двигательные заводы по американским проектам, призванные обеспечить потребности Красной армии в бронетехнике на должном уровне.


Надо сказать, что военные аналитики Красной армии того времени делали ставку на скорость и маневренность танков, по аналогии с отживающей свой век кавалерией. Недаром танки серии БТ назывались кавалерийскими. Почему-то считалось, что танки придут на замену кавалерийских частей. Возможно, сильные позиции представителей старой школы Тухачевского и Буденного, не желавших признавать недееспособность кавалеристских частей в новых условиях войны в эпоху развитых индустриальных держав, сыграли свою роль, и упор делался на высокую мобильность машин вкупе с легкой противопулеметной броней. Как показала практика, такая стратегия оказалась ошибочной, и бои железных сухопутных машин были скорее похожи на бои линкоров на воде: наращивание брони и калибров стало несколько важнее, чем высокая подвижность и маневренность. Но так или иначе, в ранние 30-е годы определяющей технической политикой Красной Армии было развитие высокомобильных легкобронированных танковых подразделений.

Решив, что своих сил в деле разработки высокоскоростных танков недостаточно,  Политбюро ЦК ВКП (б)  приняло постановление "О состоянии обороны СССР" от 15 июля 1929 года, в котором говорилось:

 "РВС СССР усилить взятый темп работ по усовершенствованию техники Красной Армии. Наряду с модернизацией существующего вооружения, добиться в течение ближайших двух лет получения опытных образцов, а затем и внедрения их в армию, современных типов артиллерии..., крупнокалиберных пулеметов, химических средств борьбы, всех современных типов танков, бронемашин и прочее, для чего считать целесообразным всемерное использование заграничного технического опыта и помощи, а также приобретение наиболее нужных опытных образцов..."


В декабре 1929 года Совнаркомом было принято решение о командировании представителей военного ведомства за границу для ознакомления с передовыми техническими решениями в военной технике.

В Великобритании делегация закупила танкетки "ВКЛ", малые шеститонные танки "В-26" и средние 12-ти тонные танки "Виккерс-12т". Более тяжелые танки - 16-ти тонный "Виккерс" и "Индепендент" советской стороне продавать отказались по понятным причинам. Советскую делегацию ничуть не смутила неудача с закупкой тяжелого танка, а 16-ти тонный средний танк им очень понравился.

После вояжа по предприятиям Европы делегация прибыла в конечный пункт назначения - США, где плодотворно и конструктивно стала прорабатывать вопрос о закупке образцов американской военной техники для испытаний в СССР с возможностью дальнейшего изготовления на их базе отечественных моделей танков.

Решили остановиться на модели типа "Кристи" с индексом "М.1928" фирмы "U.S. Wheel Track Layer Corporation", так как технические характеристики танка ( в основном, быстроходность)  отлично вписывались в новую танковую парадигму быстрого удара.

Танк "Кристи"

Через "Amtorg Trading Corporation" (фирму, официально занимавшуюся поставками из США в СССР технологий и техники, а неофициально - разведывательной деятельностью) покупка была оформлена и два шасси без башен с соответствующей документацией были привезены в СССР на испытания с правом дальнейшего производства.

 Летом 1931 года начались испытания "БТ" - быстроходного танка, - так был теперь назван американский "Кристи".


Танк БТ-2

В целом, военные остались довольны ходовыми качествами новой свечной подвески, имеющей большой свободный ход и, хоть и съедающей много места, но обладающей отличной плавностью хода, что немаловажно при ведении огня на ходу. При испытаниях Т-34 в Америке подвеска "Кристи" получила негативную оценку американцев, что вполне объяснимо: несмотря на то, что изобретатель этого типа подвески - инженер Джон Кристи - американец, тем не менее, ни на одном из серийных американских танков такая подвеска не применяется.   Кроме того, в танке "Кристи" впервые было применено наклонное расположение лобовой брони под углом 60 град., позже столь удачно зарекомендовавшее себя на легендарном Т-34. Но пока до него еще было далеко.

Было принято решение поставить производство нового танка, получившего индекс "БТ-2" на поток на производственной базе ХПЗ. Впрочем, не все единодушно считали "Кристи" удачным проектом. Директор Харьковского Паровозостроительного завода Бондаренко открыто называл проект "Кристи" вредительским. Но судьба распорядилась иначе, проект остался здравствовать, а самого Бондаренко позже обвинили во вредительстве и расстреляли.
 
Следующей модификацией быстроходной серии был БТ-5, запущенному в производство в 1933 году. В основном, кроме башни и мелких доработок, основное, что было сделано - перевод с американской на метрическую систему всех размеров: посадочных поверхностей, стандартных деталей:

Танк БТ-5

И, наконец финал быстроходной серии - танк БТ-7, готовый к концу 1935 года:

 Модификации БТ-7 отличались в основном, вооружением и формой башен. На следующем рисунке показан БТ-7 с башней нового образца, которая в немного измененной конструкции перейдет на Т-34.

Танк БТ-7
 БТ-7 был последним типом быстроходных танков, ветку "БТ" было решено не продолжать, а начать выпуск более тяжелых танков на этой платформе. Почему была свернута программа быстроходных танков и начат переход платформы "кристи" на средний класс? Дело в том, что по результатам войны в Испании к 1938 году военному командованию Красной Армии стало ясно, что быстроходность танка в бою не играет существенной роли. Гораздо важнее для выживаемости танка на поле боя - это огневая мощь и броня.

На этом заканчивается список серийных моделей и начинается эра прототипов, олицетворяющих мучительный поиск того самого, ЕДИНСТВЕННОГО правильного решения.

Как известно, на полигоне в Кубинке, где принималось знаменитое решение о запуске в серию Т-34, в испытания участвовали два танка:  А-20 и А-32. Оба они были внешне очень похожи, различие состояло лишь в вооружении и в приводе: А-20 мог передвигаться еще и на колесах, А-32 - только на гусеницах. На этот момент военные уже почти дозрели до мысли о том, что эра легких колесных быстроходных машин прошла, и наступает эра тяжелых гусеничных гигантов. Этому их научил опыт боев в Испании, да и было ясно, что проходимость 20-ти тонного колесного танка вне шоссе - крайне низкая, что практически лишало такое танковое подразделение скоростного преимущества в бою.


 Также понятно, что с формой танка было все ясно заранее - еще до испытаний была утверждена как характерная форма с наклонными листами, так и коническая форма башни, пришедшая еще с БТ-7.

Чтобы понять откуда взялась идея наклонного расположения бронеплит, надо упомянуть о танке БТ-СВ "черепаха", сделанном в еденичном экземпляре к концу 1937 года:
Чтобы лучше понять схожесть формы, лучше посмотреть на этот танк в изометрии:

Похож на Т-34?

И это прототип 1937 года, когда еще не было ни Кошкина, ни техзадания на А-20 и А-32. А было КБ на заводе №48 под руководством Н.Ф. Циганова, где и создали ту самую легендарную форму тридцатьчетверки. И не надо забывать родоначальника семейства "БТ" - танк "кристи". Его наклонная лобовая бронеплита легла в основу идеи Т-34. Угол наклона "Кристи" - 61 градус, у Т-34 - 60 градусов.

Кстати, инженер Кристи в том же 1937-м предложил такую-же идею с наклонными листами на танке m1942:


Идея буквально витала в воздухе или просто банальное воровство технологий? И если воровство, то кто и у кого?

продолжение