#121. Как немецкий Форд "Рейнланд" стал советской "Эмкой"
ГАЗ-АА выходит из ворот завода
Легковой ГАЗ-А, полный клон Форд-А, выпускавшийся в Горьком с начала открытия завода, к 34 году уже явно устарел, и на смену ему в скором времени должен был придти новый автомобиль - ГАЗ-М1. Так получилось, что именно "эмка" стала самым массовым советским автомобилем 30 - 40-х годов 20 века.
Выпущено было всего 62888 экземпляров "эмки", про которых не скажешь, что ими была заполонена вся страна, но, тем не менее, присутствие "эмки" на дорогах было очень и очень значительным, да и в годы войны ГАЗ-М1 исправно служил в войсках, хоть и не радовал своей проходимостью.
ГАЗ-М1 на фронте
И, если в случае с ГАЗ-А уже поздно было скрывать его "буржуские" корни, то с "эмкой" все обстояло совсем наоборот. "Эмка" должна была стать зримым символом второй пятилетки - полного освоения советским народом западных технологий и признаком торжества советской конструкторской мысли, означавшее в средней и дальней перспективе только одно - опережение Америки, в котором каждый нормальный советский человек, внимательно читавший газеты того времени, был уверен.
Однако мало кто знал, что в рамках соглашения с Фордом американская сторона передала всю документацию на производство Ford B модификации F40 c V-образным двигателем. Однако масштабную работу по модифицированию автомобиля из дюймовой системы в метрическую предстояло провести советским конструкторам, что показалось руководству ГАЗа крайне нерациональным.
Намного проще оказалось взять готовые чертежи от немецкого варианта того же Ford B F40 - Ford Rheinland. Немцы не только адаптировали модель к метрической системе, но и заменили "восьмерку" на более простой в производстве форсированный двигатель со старого Ford-A. Все это настолько пришлось по душе нашим конструкторам, что решили выкупить документацию на новую машину именно в Германии.
Ford Rheinland
ГАЗ-М1
Несмотря на некоторое охлаждение отношений СССР с Германией в связи с приходом к власти Гитлера, чертежи окольными путями, через Швецию, все же попали на завод, и незамедлительно были начаты работы по освоению производства. 17 марта 1936 года первые предсерийные образцы клонов Ford Rheinland были отправлены в Кремль, где Сталин, Молотов, Ворошилов и Орджоникидзе дали добро на серийное производство.
И если "эмка" решила проблему обеспечения персональным транспортом госучреждений, то следующим шагом виделось уже массовая автомобилизация, которая, по планам, должна была начаться в 40-х. Подробнее про "советский фольксваген" - читайте здесь.