По вопросу сохранения памятников индустриальной культуры
Каркас на Шуховской башне |
По всей стране индустриальное наследие, и так небогатое, подвергается варварским нападкам жадных до денег коммерсантов. Одну из вышек ЛЭП, построенных по проекту Шухова 1926 года, уже свалили и разобрали на металлолом. Осталась еще одна, формально охраняемая государством, но реально - совершенно беззащитная перед мародерами.
Опора ЛЭП конструкции Шухова. Построена в 1926-1929 г. |
Собственники предприятий, получившие их в результате приватизации недавних лихих 90-х и поэтому не испытывающие абсолютно никаких эмоций к истории, традициям и наследию управляемого ими предприятия, с легкостью режут металлоконструкции 100-летней давности и без зазрения совести сдают их на металлолом. Так, например, в Новокузнецке поступили с домнами и мартенами - их просто начисто срезали.
А ведь мартеновский цех на КМК проектировал тоже Шухов. И это обошлось уже немолодому тогда инженеру весьма дорого - у него случился сердечный припадок, вызванный, по всей видимости, трениями с американцами по поводу проекта. Вот как об этом написано в книге "Повесть о великом инженере":
2 августа 1930 года Владимир Григорьевич делает в своей тетради краткую пометку: «Проверка американцами наших расчетов и чертежей Кузнецкого строительства». Запись, датированная 3 августа, показывает, что научно обоснованным расчетам Шухова консультанты противопоставляют свои, весьма упрощенные расчеты, полностью списанные из распространенной тогда в Соединенных Штатах книги Мило «Проектирование сооружений сталеплавильных цехов».
«Сердечный припадок». Только эти два слова содержит запись от 5 августа. Нелегко, надо полагать, Владимиру Григорьевичу (в эту пору ему уже исполнилось 77 лет) давались длительные дискуссии и споры. На следующий день Шухов снова на ногах, снова продолжает борьбу за свой проект. Вот строчки, помеченные 6 августа: «Американцы настаивают на поправках нашего проекта Кузбасса. Требуют изменения колонн, верхних связей, оснований и т. д. Особые требования предъявляют к жесткости секций длиной 60 метров».
Если верить мемуарам тогдашнего руководителя Кузнецкстроя Бардина, Шухов пробил-таки свой проект, не изменив его в угоду американцам:
...американские консультанты приехали лишь тогда, когда не только были уже готовы рабочие чертежи, но даже были изготовлены основные колонны, и им пришлось согласиться с проектом «Паростроя».
Это мартеновское здание по количеству печей, по их размерам и тоннажу являлось в те времена первым в мире. К проекту приступили в августе 1929 года, рабочие чертежи стали получаться в июне 1930 года. Четыре печи вместе со зданием на шесть печей были готовы в сентябре 1932 года, и первая печь дала первую плавку.
Здание было значительно экономнее последующих мартеновских цехов других заводов, спроектированных под руководством американцев. Оно было рассчитано сразу на двойную садку и в эксплуатации не потребовало никакого укрепления подкрановых балок и колонн.
Миссия журнала "Русский техник"
Пушкин сказал: "Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости". Индустриальная археология - это уважение к нашему техническому прошлому и попытка донести историю техники до современников.
ЧИТАЕМОЕ
-
В Бережливом производстве выделяют семь основных видов потерь: Потери перепроизводства Потери транспортировки Потери ожидания Потери ...
-
Англия - родина первого нефтяного двигателя 1. Реклама двигателей "Хорнсби-Акройд" Калоризаторные двигатели выпускались с 18...
-
Т-34 в начале войны повергал немцев в шок. Толстая броня, удачная форма корпуса, мощное 76-мм орудие – в этом танке практически не было ...
-
Читайте о Сталинградском тракторном и о многом другом на телеграмм-канале "Русский техник" @rustechnic Как все начиналос...
-
Форд - единственный американец, который упоминается в книге Гитлера "Майн Кампф". Американский изобретатель конвейера давно вызыв...
Тематические подборки
Тематические списки предприятий
- 1929 - список действующих договоров о техпомощи с Америкой
- - Список с 1898 по 1917 год всех автомобильных и мотоциклетных предприятий Российской Империи
- 1915 - Список предприятий Петербурга, поставляющих военную продукцию
- 1928 - Список действующих концессий
- 1932 - Список расторгнутых договоров о техпомощи с инофирмами
- 1934 - Список инофирм, имеющих договора о техпомощи
Обратная связь
Темы
Сталинская индустриализация
(43)
Индустриализация Российской Империи
(27)
Автопром
(22)
Человеческий фактор
(21)
Гастев
(17)
Флот
(12)
Военпром
(11)
Тракторпром
(11)
Товароведение
(10)
Бережливое производство
(8)
Танки
(7)
Научная организация труда (НОТ)
(6)
Плавучие краны
(6)
Индекс
(5)
Стахановское движение
(5)
Форд
(5)
Документы СССР
(4)
Железные дороги
(4)
Забытые новаторы
(4)
Ковочные молоты и пресса
(4)
Концессии
(4)
Альберт Кан
(3)
Индустриальная археология
(3)
Металлургия
(3)
Персоналии
(3)
Предприятия
(3)
Тяжпром
(3)
метрополитен
(3)
Авиация
(2)
Двигателестроение
(2)
Ленин
(2)
Мотоциклы СССР
(2)
Паровые машины
(2)
Старая техника
(2)
DIY
(1)
ГСМ
(1)
Нефтедобыча
(1)
Поздний Совок
(1)
Сетецентрическая война
(1)
Экскаваторы
(1)
книги
(1)
сделай сам
(1)