Индустриализация СССР: тракторные заводы. Американский след
Трактора - движущая сила индустриализации, сельского хозяйства и
Красной Армии (ведь от трактора до танка один шаг), поэтому развитие
тракторной промышленности имело первостепенное значение для СССР.
На 1928 год трактора в СССР выпускали 2 завода, причем в явно недостаточном количестве:
Трактора были нужны как воздух Советскому Союзу, поэтому недостаток восполнялся закупкой техники в основном в Америке через фирму "Амторг" в основном, у "International Harvester Export Company" и у Форда.
В конце 1928 года решено было строить тракторный завод в Сталинграде мощностью 50 тыс. тракторов в год. Так как в СССР не было специалистов в проектировании объектов такой сложности, Сталинградский тракторный завод был спроектирован американцами, как говорится, "под ключ". Проектировала завод американская компания Albert Kahn Inc. Фрагмент статьи из журнала "За рулем" за 1930 г.:
Харьковский завод был вторым, поэтому в составлении проектов вспомогательных цехов принимали участие отечественные специалисты, получившие опыт в Сталинграде. Однако оборудование было по прежнему американским. Передовица из "Техника-молодежи" за 1933 год:
На 1928 год трактора в СССР выпускали 2 завода, причем в явно недостаточном количестве:
- Ленинградский завод "Красный Путиловец" - 10-15 тыс тракторов Fordson в год
- Харьковский Паровозостроительный - 1000 тракторов "Коммунар" в год
Трактора были нужны как воздух Советскому Союзу, поэтому недостаток восполнялся закупкой техники в основном в Америке через фирму "Амторг" в основном, у "International Harvester Export Company" и у Форда.
В конце 1928 года решено было строить тракторный завод в Сталинграде мощностью 50 тыс. тракторов в год. Так как в СССР не было специалистов в проектировании объектов такой сложности, Сталинградский тракторный завод был спроектирован американцами, как говорится, "под ключ". Проектировала завод американская компания Albert Kahn Inc. Фрагмент статьи из журнала "За рулем" за 1930 г.:
Харьковский завод был вторым, поэтому в составлении проектов вспомогательных цехов принимали участие отечественные специалисты, получившие опыт в Сталинграде. Однако оборудование было по прежнему американским. Передовица из "Техника-молодежи" за 1933 год:
А вот третий тракторный гигант -Челябинский, как и Харьковский, совершенно точно проектировался нашими специалистами - на основе уже имеющихся наработок по Харьковскому и Сталинградскому проектам. Правда, частично, да еще и в Америке. В Детройте, городе-колыбели американского авто и тракторостроения, размещалась проектировочная контора "Cheliabinsk Tractor Plant": здесь советские конструкторы проектировали как будущий "Сталинец-60" ( на основе деталей разобранного трактора "Катерпиллер 60"), так и вспомогательные здания и сооружения завода, а вот американцы, расположившиеся в том же здании ( фирма «Альберт Кан Инкорпорейтед») - основные цеха.
Еще один очень интересный факт о передовой на тот момент организации производства:
Итак, теперь у СССР имелось уже три специализированных тракторных завода, не считая тех, которые были перечислены в начале статьи:
- 1930 г.- Сталинградский ТЗ - колесный трактор типа "Интернационал" 50 тыс. в год (проектная мощность)
- 1931 г. - Харьковский ТЗ - колесный трактор типа "Интернационал" 50 тыс. в год (проектная мощность)
- 1933 г. -Челябинский ТЗ - гусеничный трактор типа "Катерпиллар 60" 40 тыс. в год (проектная мощность)
О проектировании Челябинского тракторного завода подробно...
О проектировании и запуске Челябинского опытного тракторного завода подробно...